Ахмат-Хаджи Кадыров: Конституция Чеченской Республики– это паспорт народа

A.Kadirov. Selo Centoroy, vostok 70 km ot Groznogo, Chechnya. 14.03.04. (AP Photo/Musa Sadulayev)

Конституция ЧР стала залогом возрождения и процветания народов региона

 

20 лет назад чеченский народ вернул себе право самому решать свою судьбу, проголосовав 23 марта 2003 года за принятие Конституции Чеченской Республики, которую Первый Президент ЧР, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров назвал паспортом народа. На референдуме народ ЧР также единогласно проголосовал за принятие законов о выборе Президента и Парламента ЧР.

Газета «Вести республики» в рубрике «Архив 2003», приуроченной к 20-летию принятия Конституции Чеченской Республики, представляет архивные материалы – эксклюзивные интервью и судьбоносные заявления Первого Президента ЧР, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова, которые были опубликованы 20 лет назад в нашей газете.
В этом номере хотим представить вниманию наших читателей интервью 2003 года Ахмата-Хаджи Кадырова, которое он дал газете «Вести республики» накануне выборов Президента ЧР:

«Ахмат-Хаджи Кадыров, кандидат на пост Президента Чеченской Республики. Человек, который в самый тяжелый момент, когда решалась судьба народа, и нужно было выбрать, с кем быть – с народом или против него – нашел в себе мужество сказать: «Я с народом, ибо в противостоянии с Россией не найти нам мира и счастья». За это его люто возненавидели вчерашние соратники, а новые сторонники, которые должны были поддержать, помочь, вдруг возгорелись черной завистью, увидев в нем человека, который пришел переломить ход всей чеченской истории. Он и сейчас говорит: «Нет, я хочу не останавливать войну, я хочу ее завершить раз и навсегда, чтобы больше никогда не пылал на чеченской земле огонь ненависти и злобы».

Удастся ли Кадырову это осуществить, зависит не только от него одного, но и от нас с вами. И в том, что произойдет дальше на чеченской земле, есть доля нашей заслуги или вины. Сплотимся вокруг него, поддержим – вернутся к нам лучшие времена: отвернемся от него, проигнорируем – не скоро наладится мирная жизнь в республике.
Если мы поймем, что в наших национальных и стратегических интересах сегодня поддержать именно того, кто действительно мечтает увидеть наш народ счастливым, и, преодолев сомнения и заблуждения, проголосуем на выборах 5 октября за сильного и мудрого президента, то тогда, поверьте, вернутся в Чечню мир, согласие, стабильность, безопасность, достаток и покой.

Ахмат-Хаджи Кадыров – человек жесткий, решительный, но в то же время мягкий и доверчивый, способный принять чужую боль. А это тоже сегодня немаловажно. Насколько близко такая оценка соответствует реальности его внутреннему миру, судите сами.

Рассказывает Ахмат-Хаджи Кадыров:
– Я убежден, настал очень важный и решающий момент для дальнейшей стабилизации ситуации в Чеченской Республике. Сейчас каждый должен ответить на главный вопрос, быть или не быть республике, всем нам? Назначен день выборов, 5 октября, чтобы принять в них участие, многие вернулись домой, оставив за пределами республики свой бизнес и дела. Каждый предлагает свою помощь и поддержку.
Я со многими встречался, многих выслушал. Одни предлагают поддержку в восстановлении учреждений образования, другие – в строительстве промышленных объектов, третьи готовы вложить средства в здравоохранение.

Но главная проблема – проблема безопасности мирных граждан все еще остается актуальной, я все это время пытался ее решить, чтобы не было больше пропавших без вести людей. Нам что-то удалось сделать, но проблема в целом еще не решена. И это меня сильно беспокоит. Однако это не значит, что, если я часто говорю о безопасности населения, вовсе не следует не обращать внимания на состояние дел в экономике, социальной сфере.
Социальные вопросы тоже требуют к себе особого внимания. Строительство, восстановление учреждений культуры: библиотек, театров, школ искусств, музеев, выставочных залов, возрождение духовно-нравственных ценностей – все эти вопросы тоже важны для нас.
Возвращение беженцев: здесь мы добились некоторых успехов, открыли пункты временного проживания, создали в них все условия для тех, кто решил вернуться на родину, но есть еще силы, которые, называя себя различными комитетами, откровенно препятствуют этому процессу. Не хочу называть тех, кто настраивает людей против возвращения, врагами народа, но они не понимают всей важности момента, и их деятельность не приносит пользы ни самим вынужденным переселенцам, ни республике, и это заметно тормозит мирные процессы.

Началась выплата компенсаций, на днях первые сто человек получили уведомления. Это только начало. Тех, кто должен получить компенсацию за утерянное жилье и имущество, очень много, и мы стараемся решать их проблемы тоже.

Одно хочу сказать, если мы не осознаем, что всем нам нужно принять личное участие в процессах возрождения, если не объединим усилия, тогда здесь, в Чечне, как и прежде, будут совершаться теракты, пропадать мирные люди и раскатывать БТРы по нашим селам.
Я говорил об этом с Президентом России, он понимает серьезность ситуации, и намерен всячески содействовать ускорению мирного процесса. О наших с ним личных отношениях и договоренностях знают и в республике, и в мире. И нам всем надо использовать благосклонное отношение к нам Президента Владимира Владимировича Путина.
Что бы я сказал нашим соотечественникам? Пожелал бы им мудрости, чтобы они всерьез задумались над тем, что происходит в республике и вокруг нее.
Выборы – это не просто выбор пути, это важный этап в становлении государственности нашей республики, возвращении Чеченской Республики в единое правовое поле России. И то, что здесь до сих пор существуют банды, никак не связано с тем, что здесь по сей день идут военные действия. Это связано с отсутствием в республике избранных органов власти: исполнительной и законодательной.
Мы, население республики, лучше, чем кто-либо другой, знаем истинное положение дел: все наши близкие, родственники живут здесь, никуда не уезжали из Чеченской Республики, мы – у себя дома. И те, кто приходит ко мне на прием, знают, я делаю все, чтобы им помочь.
А ведь ко мне приходят в основном старики, женщины, у которых из дома увели сыновей, братьев, отцов. И увезли неизвестно куда, неизвестно кто. Мне очень трудно бывает с ними общаться, потому что нет ответа, где находятся их близкие, почему задержаны.
Но после выборов у нас появится возможность изменить такое положение дел – будет во главе республики избранный народом президент, который сможет защищать свой народ от военного, бандитского и чиновничьего произвола, поэтому нам всем нужно быть активными, сделать все, чтобы выборы состоялись, это в наших же интересах. В том, что Москва твердо настроена помочь нам, я еще раз убедился во время приема в Правительстве России.
Нам в Чеченской Республике нужно понять, что внешние обстоятельства складываются для нас как никогда лучше, создание внутренних условий зависит от нас. Оставив в стороне деление людей на «своих» и «чужих», нам надо активно заняться восстановлением экономики и социальной сферы республики, надо опираться на тех, кто действительно способен повести за собой людей, организовать дело.
Каждый из нас волен поддержать любого кандидата, чья программа ему понравилась. Что касается моей программы, то она небольшая. Она вбирает в себя три направления. Кстати, я пишу о них в своей недавно защищенной диссертации, которая посвящена урегулированию российско-чеченских отношений. В ней, как и в программе, подчеркиваются три важных момента мирного урегулирования: первое – это доверие Федерального центра к нашей республике: мы должны быть частью России, второе – это восстановление всех объектов экономики и социальной сферы при полной финансовой и материальной поддержке федерального центра. Все наши полезные ископаемые, в том числе нефть, должны находиться в распоряжении республики, чтобы мы сами на свои средства могли еще восстанавливать часть объектов экономики и социальной сферы. Об этом я еще раз напомнил Председателю Правительства России М. Касьянову, и также попросил его о том, чтобы для Чеченской Республики предусмотрели определенные экономические, финансовые, налоговые, иные льготы, если Москва не согласится на это, а будет, как и прежде, финансировать восстановительные работы в республике в прежних объемах, я прямо об этом сказал и Путину, и Касьянову, вряд ли удастся республику скоро поднять из руин. Они меня заверили в том, что льготы будут предоставлены. Что касается Договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Чеченской Республикой, то в Администрации Президента России есть назначенный за это ответственный человек, и этот вопрос тоже будет решен.
Во время одной из встреч в Кремле с Президентом Владимиром Путиным один из ее участников, чеченец, встал и сказал, что Чеченской Республике не нужно предоставлять никаких льгот, потому что если это сделать, то и другие субъекты России захотят того же самого. Он, кстати, баллотируется в Президенты Чеченской Республики. Если бы он знал ситуацию, то не говорил бы, что ЧР не нужен особый статус. Он, видимо, хотел кому-то угодить. Я не думаю, что люди с такими мыслями придут к руководству республикой, не думаю, что их поддержит чеченский народ. Мы их ни в чем не обвиняем, их можно разве что обвинить в незнании ситуации, они, наверное, и хотели бы возглавить республику, я их понимаю, но, если они думают, что это легко, они заблуждаются.
Что касается лично меня, то я не в восторге от того, что оказался в гуще этих трагических событий. Так сложилось, что именно я повел линию противодействия радикалам, экстремистам, и я начал эту борьбу очень давно. Если я сегодня откажусь от выборов, то получится, что я подвожу тех, кто поверил в меня, пошел за мной, тех, кто поверил в возможность наведения порядка в республике, Всевышний видит все мои помыслы.
И, честное слово, если бы я видел другого человека, который решительно противодействовал бы и бандитам, и отдельным представителям федеральных сил, которые допускают произвол по отношению к мирному населению, то я встал бы рядом с ним и всячески помогал бы ему, но пока я таких не видел, если бы они были, они поддержали бы меня еще в 1998-99 годах, когда я повел борьбу против террористов и экстремистов. А то, что я сейчас делаю, это продолжение пути, который я избрал, и у меня нет никаких сомнений в том, что мы добьемся успеха. И здесь, в республике, даст Всевышний, будут мир, стабильность и безопасность. Жизнь наладится. Сделаем так, чтобы через 50–100 лет война снова не вернулась в Чеченскую Республику. Основы для этого мы заложили, проведя референдум. Народ у нас трудолюбивый, энергичный, мы не должны и не хотим жить хуже других. Если нам удастся вместе наладить здесь мирную жизнь, тогда, можно сказать, свою главную задачу мы решили. И коль скоро Президент России, а это глава огромной и великой державы, поддержал нас в этом, то нам следовало бы осознать это. Его цель – помочь чеченскому народу подняться из руин. И пока он президент, нам надо использовать этот шанс, подаренный нам Всевышним.
Я слежу за публикациями, передачами, часто слышу по телевизору вопрос, какой президент нам нужен? Если бы меня спросили об этом, я бы ответил, что нам на этот высокий государственный пост нужен человек чести, а это понятие включает все: и честность, и справедливость, и ответственность, и сопереживание чужому горю, и высокую нравственность, и твердость в решении вопросов, требующих жестких мер. Если президент будет таким, то тогда он будет чист в своих помыслах и делах и перед народом, и перед самим собой, и перед людьми, и перед Всевышним. Соответствие этим требованиям – моя главная забота.
Сегодня в республике слабый руководитель не уживется. Здесь нужен человек, который, если нужно, найдет в себе мужество встать с оружием в руках против бандитов.
Одиннадцать лет мы жили по волчьим законам – по законам волчьей стаи, когда сильный беспощадно подавлял слабого, беззащитного, и наше сознание, к сожалению, к этому привыкло. И, чтобы сейчас призвать людей к порядку, соблюдению принятых норм поведения, нужен человек, который возьмет на себя ответственность за это. Голова у него должна быть трезвая, а помыслы чистые. Это значит, что он должен принимать решения вдумчиво, не торопясь, быть рассудительным и добрым, в то же время, когда нужно, проявляя твердость и жесткость, когда идет речь о нарушениях и преступлениях. Я не вижу такого человека, который соответствовал бы этим качествам.
Получая в избиркоме удостоверение, я сказал, если такой человек объявится, и его поддержит народ, то я откажусь от своих намерений баллотироваться на пост президента и буду ему помогать, а что касается рейтингов и опросов, то они – манипуляция общественным мнением. Результаты выборов будут известны 6 октября. Это важный момент. Но до 6-го, с одной стороны, далеко, а с другой – близко, потому что мы люди верующие, и все, что мы делаем, совершается по велению Всевышнего. И то, что произойдет, тоже случится по воле Всевышнего. А говорить о том, что я сделаю то-то и то-то, если меня изберут президентом, не в наших традициях. Если по воле Аллаха и нашего народа я все-таки стану президентом, то я с еще большей ответственностью и настойчивостью буду претворять в жизнь то, что начал – с чистыми помыслами и с сильной властью.
Меня все время беспокоит, доходит ли до простых тружеников то, что им выделяется государством, – пенсии, пособия, зарплата, иные выплаты. Моя основная головная боль сейчас компенсации. Очень важно, чтобы они в полном объеме дошли до пострадавших. Над этим я работаю. Разослал людей по районам и селам, и, если узнаю, что кто-то пытается нажиться на компенсациях, приму самые жесткие меры, эти деньги до копейки должны дойти до людей.
Пусть Всевышний даст нам разум сделать правильный выбор, и пусть благословит нас к тому, чтобы делать нашу жизнь с каждым днем лучше и лучше».

 

 

Рамзан АБУБАКАРОВ

Алет НУНАЕВА

№21 (3514)