На грани предательства

Южный Кавказ на протяжении многих веков является зоной столкновения интересов многих стран: здесь сошлись амбиции нескольких крупных политических игроков: Азербайджана, Турции, Ирана и России

 

Смена риторики армянского лидера стала в последние месяцы настолько неприкрыто самоуверенной и агрессивной по отношению к России, что невольно можно усомниться в его способности трезво оценить масштаб интеграции армянского экономического потенциала в российскую территорию и степень угрозы для его развития в случае начала российско-армянской конфронтации.

Существует поговорка: первыми ветшают края. Каждая империя, какой бы сильной и несокрушимой она ни казалась, всегда имеет свои слабые стороны, и, как правило, они сосредоточены на ее национальных окраинах.
Советский Союз при всем декларируемом благополучии также имел немало проблем – озвучиваемых, или, как правило, замалчиваемых – во взаимоотношениях между народами. Это и понятно: территориальные или экономические претензии между народами, столетиями, а то и тысячелетиями, живущими по соседству, неизбежны. И то, что вначале Российской империей, а затем и Советским Союзом была создана надэтническая государственная надстройка, не решило проблему межнациональных трений ни в Средней Азии, ни в Закавказье.
Советская национальная доктрина предполагала постепенное стирание граней между народами страны, что должно было с течением времени, по словам главного советского идеолога Суслова, свести к нулю все «буржуазные узконациональные устремления», а значит, и межнациональные претензии должны были исчезнуть. Если быть до конца честным, приходится признать, что в этой идее немало рационального смысла: народы, тесно общающиеся друг с другом, в конечном итоге начинают все больше подвергаться процессам ассимиляции.

Однако 70-ти лет советского строя не хватило на то, чтобы на обширных национальных окраинах страны окончательно воцарились мир и согласие. Средняя Азия, к примеру, несмотря на конфессиональную и языковую однородность, всегда таила в себе вяло тлеющий раздор, основанный на старых обидах и взаимных притеснениях – слишком уж бурные исторические процессы веками формировали политический расклад в этих регионах, чтобы можно было надеяться на межэтническую безмятежность.

В Закавказье, на протяжении тысячелетий служившем домом для многих народов, новоявленными политиками, возомнившими себя способными решить застарелые проблемы, за 70 лет советской власти периодически вытаскивались на свет запутанные клубки межэтнических конфликтов, и только вмешательство власти было способно несколько сбить спесь с этих псевдолидеров, да и то противоречия и взаимные претензии не решались, а просто отправлялись в очередной «режим ожидания»: авось со временем рассосется.

Но как только в конце 80-х годов XX века выяснилось, что центральная власть в стране не склонна к проявлению решительных действий по отношению к тем, кто пытается расшатать вроде бы устоявшееся политическое равновесие, приверженцы экстремистских методов решения проблем подняли головы, и скрыто зреющий фрондизм широко и крикливо проявился во всех слабых звеньях государства. И плоды реанимированных в те годы конфликтов мы пожинаем до сих пор.

Особое место в перечне последствий развала Советского Союза и сопутствующих этой трагедии обстоятельств занимает ситуация на Южном Кавказе. Стоит особо отметить, что стечение многих обстоятельств привело к тому, что одна из республик этого региона – более слабая экономически Армения стала стратегическим союзником России. Вернее, она была заявлена как стратегический партнер, но на деле оказалось, что пришедший к президентскому креслу на волне проевропейской протестной волны Никол Пашинян рассматривает национальные интересы Армении во многом сквозь призму западных предпочтений.

Правда, надо признать, что последняя Карабахская война несколько остудила его высокомерие и либеральные пристрастия, и Пашинян вроде бы понял, что без вмешательства России Армения как суверенное государство может просто перестать существовать, или же армяне предпочтут сменить президента, неспособного проявить решимость и дальновидность в сложной ситуации.

Однако после событий в Карабахе прошло некоторое время, и по мере того, как эмоции теряют накал, президент Армении понемногу возвращается к выполнению западных установок, ради которых его в 2018 году и привели к власти.
В декабре прошедшего года у Никола Пашиняна произошла на редкость примечательная встреча: Армению посетил руководитель разведывательной службы Великобритании МИ-6 Ричард Мур. Сам по себе факт очень показательный – президент независимой страны встречается с главой иностранной разведки. Не руководитель аналогичной службы, а именно президент. Как говорится, что уж тут церемониться, все и так все понимают.
И вот после этой встречи риторика армянского президента меняется, что называется, до неузнаваемости. Правда, он и раньше говорил, что недоволен степенью активности миротворческих действий России в Карабахском регионе, но, тем не менее, признавал, что именно дипломатическое вмешательство Москвы в конфликт спасло Армению от дальнейших наступательных действий Азербайджана. Но именно после указанной встречи Пашинян начал открыто допускать в своей риторике высказывания о том, что рассматривает вариант дальнейшей перспективы развития Армении вне ОДКБ. В связи с этими соображениями он и отказался от проведения учений ОДКБ на территории Армении. И, судя по всему, события в этой стране в ближайшее время могут начать развиваться в очень неудобном для России ключе.
Ситуация значительно осложняется тем, что Южный Кавказ, как и на протяжении многих веков, является зоной столкновения интересов многих стран. В наше время здесь сошлись амбиции нескольких крупных политических игроков: Азербайджана, Турции, Ирана и России. И, конечно же, проявляет свой интерес к этому региону британский мир: куда уж без них-то.

За последние годы в ходе политических игр успели очень тесно скооперироваться Азербайджан со своим нефтяным потенциалом и Турция, уже открыто декларирующая свою стратегическую цель: объединение (естественно, под своим руководством) тюркского мира. В эту новую империю Эрдоган намерен включить и бывшие советские республики: Азербайджан, Туркмению, Киргизию, Казахстан и Узбекистан.

А что касается Закавказья, то здесь Турция планирует получить контроль над так называемым Зангезурским коридором, чтобы объединить свои территории и Азербайджан. А это даст возможность Турции стать транзитным узлом для поставок товаров из стран Ближнего Востока и Азии в Европу. В этом случае Россия остается в стороне от этих поставок. А с учетом того, что сегодня Европа всячески старается изолировать Россию, то у Турции в случае успеха вырисовываются все приоритетные позиции в налаживании этого товарного трафика и, естественно, усиление влияния не только в данном регионе, но и в Европе. Ну и конечно Турция, являясь вечным конкурентом Ирана, может его значительно ослабить, лишив возможности влиять на Армению и Грузию. И еще нельзя забывать, что в Иране проживают более 10 млн азербайджанцев, которые давно вынашивают планы заявить о своей независимости, и через которых Турция может сильно влиять на политику Ирана.

Иран, что, естественно, тоже не сидит, сложа руки. Он, прекрасно понимая планы Анкары, демонстративно проводит военные учения на границе с Азербайджаном, показывая тем самым, что никак не потерпит посягательств на свои торговые пути, по которым он через Армению и Грузию поставляет свои товары в Россию. Причем эти поставки значительно выросли в последнее время и продолжают расти.

Но надо учитывать, что у Турции куда больше возможностей для реализации своих планов, нежели у Ирана, который очень стеснен в своих действиях из-за американских экономических санкций против него. Да и с выработкой стратегических планов у Ирана большие проблемы: вектор своего развития он выстраивает только с периода Исламской революции 1979 года, и за последние 40 лет он пережил множество политических катаклизмов: восьмилетняя война с Ираком, многолетняя конфронтация с США, санкции и давление со стороны Израиля.
А британский мир, конечно, будет поддерживать напряженность в этом регионе, чтобы, в конечном счете, прибрать к рукам энергоресурсы Каспия и ликвидировать европейскую зависимость от российских нефти и газа.

Сейчас у всех игроков очень удобное время для претворения своих планов в жизнь, так как Россия всецело занята спецоперацией на Украине. Именно поэтому Запад ее всячески затягивает.

Периодически повторяются провокации в Лачинском коридоре, контролируемом российскими миротворцами. Этот коридор соединяет Армению и Карабах, и по нему идет снабжение последнего. Ведущие эксперты, специализирующиеся на странах Передней Азии и Закавказья, открыто говорят, что эти провокации – дело рук турецких «Серых волков», выдающих себя за экологических активистов. Армян, по сути, выдавливают из Карабаха, но президент Армении Пашинян предпочитает ограничиваться претензиями к России вместо того, чтобы проявить в этом вопросе политическую волю и решимость.
Наши миротворцы ограничены в своих действиях соответствующими рамками, установленными Уставом ООН, и не могут брать на себя ответственность за решительные действия против сил, позиционирующих себя как международные экологические службы. Обличать эти силы в подлоге – это, как предписано уставом, дело одной из сторон конфликта. Однако Пашинян этого делать принципиально не хочет и требует от России обеспечения безопасности передвижения и доставки грузов. Этим он пытается спровоцировать превышение полномочий со стороны российских миротворцев или же обвинить их в бездействии с последующим требованием заменить их на международный миротворческий контингент. И если Россия не выполнит его требования, он грозится прекратить свое членство в ОДКБ и поставить вопрос о выводе из Армении российского военного контингента. Понятно, что на его место очень быстро прибудет контингент НАТО.
То, что без России Армения совместными усилиями Турции и Азербайджана в скором времени будет ликвидирована как государство, Пашиняна мало беспокоит. В этом утверждении нет ни малейшего преувеличения. А ради создания торгового транзитного коридора из Азии в Европу через Закавказье Запад на уничтожение суверенитета Армении пойдет, как говорится, не моргнув глазом.
Грузии, Армении и Азербайджану не мешало бы вспомнить свою историю не очень большой давности. После революции 1917 года была создана независимая Закавказская Республика, включавшая эти три страны. Азербайджан заключил союз с турками, считая их своими этническими братьями. Грузины же предпочли союз с немцами. В частности Германия взяла в аренду на 60 лет порт Поти. И дальше произошло то, что должно было произойти. Документы свидетельствуют, что немцами и примкнувшими к ним англичанами было вывезено по маршрутам Батуми – Стамбул – Берлин и Батуми – Стамбул – Лондон столько оборудования и товара, что порт попросту вынужден был прекратить работу. Причем те, кто осмелился выступить против этого произвола, были демонстративно казнены по законам военного времени. От Азербайджана обосновавшиеся в Баку англичане требовали ежедневно выделять по несколько железнодорожных составов с нефтепродуктами. К Закавказью в тот период англичане и немцы относились так же, как к иным своим колониям. Часть территории Закавказья отошла к Турции.
Этот грабеж продолжался в пределах двух лет, до тех пор пока в Баку не начал работать временный революционный комитет, который в начале 1920 года обратился к России за помощью. Красная Армия выгнала интервентов, и закавказские страны вновь объединились с Россией. Очень показательный урок истории.
Смена риторики армянского лидера стала в последние месяцы настолько неприкрыто самоуверенной и агрессивной по отношению к России, что невольно можно усомниться в его способности трезво оценить степень интеграции армянского экономического потенциала в российскую территорию и степень угрозы для его развития в случае начала российско-армянской конфронтации. По-видимому, желание угодить хозяевам превышает необходимые в экономике и политике трезвость расчета и умение правильно определить стратегические приоритеты. Настолько превышает, что заставляет действовать на грани откровенного предательства.
И смена этой риторики произошла после визита в Армению главы британской разведки. Как говорится, делайте выводы сами….

 

 

Муса Магомадов

№7 (3500)