Национальные обычаи и традиции – неотъемлемая часть повседневной жизни чеченского общества

Уважение к старшим — одно из самых благородных проявлений нрава молодого человека

 

Одним из замечательных обычаев чеченцев является уважение к старшим. И в первую очередь – уважительное отношение и забота о родителях. В семьях чеченцев с малых лет детей учат доверять старшим, внимательно относиться к их убеждениям, проявлять по отношению к ним вежливость, чуткость, скромность, деликатность.

Несмотря на тяжелую историю, чеченскому народу удалось сохранить свои традиции и культуру. Безусловно, ход времени внес свои коррективы, но обычаи воспитания в семье, гостеприимства, уважения женщин по-прежнему доминируют среди чеченцев.
У чеченцев принято заботиться о старших. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего, идут к старшим, чтобы справиться о здоровье, поговорить с ними, поделиться своими радостями и заботами. Эта традиция сохранена и по сей день во многих чеченских семьях.
Не только сын, дочь, но и все члены семьи, в том числе и внуки, проявляют заботу о стариках. Дети называют дедушку – «воккха дада» («большой отец»), а бабушку чаще всего – «баба» («йоккха мама»). Сестер отца, матери называют «деца», старшего брата отца – «воккха ваша» («старший брат»), а младшего – «жима ваша» («младший брат»). Как правило, родители, а также дедушка, бабушка, младшие братья и сестры из уважения не называют первенца его настоящим именем, а дают какое-нибудь другое, ласкательное.
Уважение к старшим – одно из самых благородных проявлений нрава молодого человека. Об этом свидетельствуют слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
«Не из нас тот, кто не снисходителен (не проявляет милосердие) к младшим и не знает о достоинстве тех, кто старше нас (по возрасту и знаниям)» (Тирмизи, 1920).
При появлении старших молодое поколение обязательно должно вставать, если не сделать этого или же сесть без их настойчивого приглашения, расценивалось и расценивается и сегодня как большой недостаток в воспитании, как нарушение этики. Дети порой могут ослушаться, не выполнить просьбу или требование отца, матери, и они, на худой конец, простят это. Но считалось и считается недопустимым, если они ослушаются, не выполнят ту или иную просьбу дедушки, бабушки, других старших родственников или соседей …
Необходимо отметить, что существуют не только обязанности младших перед старшими, но и последних перед молодыми. При этом главное состоит в том, чтобы в семьях сыновей создавать и поддерживать атмосферу согласия, взаимопонимания. Прежде всего, от старших требуется, чтобы они были внимательны, чутки и корректны в своих отношениях с невесткой, особенно это касается свекра. Он всегда старается быть очень тактичным, деликатным в отношении к женам сыновей. Такой пример. Однажды невестка чем-то провинилась перед стариком, но он в ее присутствии в назидание ей бранил не ее, а свою собственную дочь. У вайнахов в таких случаях было принято говорит «Ала йо1е, хаза – несе», («говори дочери, чтобы поняла сноха»).
Как следует из сказанного, старшие в доме находятся на особом положении. «В этом доме всегда будет беркат (благополучие)», – говорят вайнахи.
В своей книге «Чеченцы: обычаи, традиции, нравы» Ибрагим Алироев и Джамал Межидов, говоря об ответственности главы семьи, пишут: «Особенно корректно вел себя мужчина в доме. За трапезу садился один; с женой при людях вел себя сдержанно; не брал при посторонних ребенка на руки, даже в присутствии матери». Отдельные поступки, действия, наиболее полно отражающие требования народной этики, передавались из поколения в поколение, становились легендой.
Уважение к матери и отцу – это священный долг каждого сына или дочери. Чеченская пословица гласит: «Дай наний реза ца хилча, дуьненан балех а, эхартан 1азапех а воккхур вац олу» («Если не будут довольны тобой отец и мать, то и в жизни, и после смерти ты будешь наказан, проклят»). Отсюда родилась и такая пословица: «Хороший сын – сердце отца, плохой сын – горе отца».
У чеченцев сохранилась до сего дня этика взаимообращений супругов в присутствии старших. При посторонних муж и жена не называют друг друга по имени, а в разговоре с другими людьми говорят: ц1ен нана (мать семьи, хозяйка), берий нана (мать детей), а жена говорит: берий да (отец детей).
Любой тайп вайнахов устанавливал свои этические нормы в обращении к старшим. Особое место отводилось женщинам и подросткам. Так, если женщина встречала на своем пути старика, то обязательно, не доходя до него, оставляла грудного ребенка у обочины дороги, сама проходила мимо. Это – знак уважения к нему. Старик, подойдя к ребенку, обязательно развернет одежонку и посмотрит. Если девочка – то даст деньги, если же мальчик, – то положит рядом кинжал. Мать и отец, когда подрастал сын, на свадьбу обязательно приглашали этого старика.
И поныне широко распространены этические нормы, когда молодые люди при встрече со старшими любого возраста проявляют этикет. Они обращаются к ним со словами: «Пусть будет день вам добрым!», «Чем могу быть вам полезным?» и т.д. Это не просто слова, за ними следуют благородные действия. Особенно эта норма соблюдается в сельской местности.
Разве не прекрасный был обычай, когда при отце сыновья, а младшие дети – в присутствии старшего брата не садились? Или другое. Если на улице, в общественном месте стоят почтенные люди, проходивший мимо должен был обязательно с ними поздороваться, хотя они ему и не знакомы. А вот еще. Когда сидят молодые люди, а проходят старшие, сидящие должны встать в знак уважения и стоять, пока те не пройдут. Горцам Кавказа, в том числе чеченцам и ингушам, была присуща нормативная этика, когда всадник через свое или чужое село не имел права, сидя в седле, проезжать.
Эти и подобные правила многие молодые люди и сегодня считают нормой поведения. А те, кто их игнорирует – теряют человеческое достоинство, позорят родителей, подрывают тайповые устои.

 

 

Подготовила Ирсана Татаева

№6 (3499)