В Министерстве транспорта и связи обсудили вопросы снижения телефонного мошенничества в России
22 декабря 2022 года в Министерстве транспорта и связи ЧР обсуждали вопрос о том, каким образом можно снизить телефонное мошенничество.
Вниманию слушателей была представлена презентация, которая повествует о том, что авторами цели по десятикратному сокращению телефонного мошенничества выступили Сбербанк, «МегаФон», «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), «Ростелеком», «ЭР-Телеком Холдинг», ряд других компаний, а также ЦБ, МВД, Минцифры и Роскомнадзор, о том, что для этого предлагается: ввести регулирование IP-телефонии, ограничить/контролировать звонки с ее использованием;
блокировать звонки с подменой номера, мошеннический трафик на уровне операторов; ввести ограничения на транзит мошеннического трафика.
«Координатором проекта по созданию платформы по борьбе с телефонным мошенничеством предлагается сделать АНО «Цифровая экономика». Объем необходимого финансирования оценивается в 100–150 млн руб., а его источники не указаны. Предполагается, что это будет финансирование от учредителей АНО «Цифровая экономика», но последние пока не поддержали идею, считая, что «логично переложить финансирование на МВД, Минцифры или Роскомнадзор, поскольку речь идет о социальном благе», — отметил ведущий.
В ходе встречи говорили о том, что МВД заинтересовалось созданием единой с ЦБ базы по киберпреступности, о том, что для борьбы с мошенничеством, в первую очередь предлагается разработать единую методику сбора и подсчета данных о правонарушениях с использованием IP-телефонии, определить их источники, будут ли это только банки, операторы связи, регуляторы, интернет-провайдеры или кто-то еще, о том, что ранее Минфин поддержал идею создания единой базы статистики по киберпреступлениям.
В мероприятии принял участие представитель СБербанка, который рассказал о том, что за 2020 год мошенники украли у банковских клиентов около 9 млрд руб., прежде всего с помощью телефонных мошенников и социальной инженерии. «Ежемесячно телефонные мошенники похищают со счетов россиян 3,5–5 млрд руб., средний чек по успешной мошеннической операции находится на уровне 8 тыс. руб., оценивал в начале лета зампредправления Сбербанка Сергей Кузнецов. Он называл телефонное мошенничество «национальным бедствием» и прогнозировал, что, если принять меры на уровне операторов связи, это позволит сократить количество мошеннических телефонных звонков примерно на 70–80%», — отметил он.
Участники встречи отметили, что проблема киберпреступности в целом и телефонного мошенничества в частности требует системного подхода. «Мы поддерживаем предложенные инициативы, однако остается вопрос их финансирования. Мы заинтересованы во всесторонней поддержке со стороны государства и профильных структур».
Алет Нунаева