Кюри Раисов более 20 лет прославлял культуру вайнахов

В созидании республики особую роль сыграли представители культуры и искусства, которые своим талантом, вселяли в людей надежду на светлое будущее

30 ноября 2022 года исполнится 100 лет со дня образования Чеченской Автономной области в составе РСФСР. Жители республики готовятся широко и торжественно отметить этот исторически значимый юбилей.

В настоящем Чеченская Республика под руководством Главы Чеченской Республики, Героя России Рамзана Кадырова превратилась в один из равноправных и стабильно процветающих регионов Российской Федерации.
В становлении и развитии этноса важную роль всегда играют личности, народные предводители. И мы сегодня с теплотой отдаем дань мужеству и политической прозорливости Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова, вклад которого в зарождение и развитие мирных процессов в нашей республике (после случившихся трагических событий) и, как следствие, на Северном Кавказе и в России очень значителен.
Относительно глобальных исторических событий 100 лет – это небольшой отрезок времени. Но в нем жили люди, которые, вкладывая свой труд, талант и способности в процветание республики, создавали и множили ее славу.
В этом созидании особую роль играли представители культуры и искусства, которые своим талантом, беззаветным служением избранному делу вселяли в людей надежду на светлое будущее, помогали преодолевать жизненные невзгоды и сложные ситуации.
Особо хочется назвать имена тех, кто возрождал нашу республику после 13-летней депортации чеченцев, кто своими поступками, сравнимыми с гражданскими подвигами, творил, создавал и писал историю народа, прославляя вайнахов на просторах России и за рубежом.
Один из них – Кюри Раисов, уроженец села Ачхой-Мартан, более 20 лет посвятивший искусству чеченского танца. Он был одним из ведущих танцоров ансамбля песни и танца «Вайнах» и своим трудом множил славу этого коллектива.
Слава о его таланте шла далеко за пределы республики. С ансамблем Кюри изъездил не только все республики бывшего СССР, но и танцевал на сценах многих стран мира. И где бы он ни бывал, всегда достойно представлял чеченский народ, прославлял национальное танцевальное искусство.
Имя заслуженного артиста ЧИАССР, Грузинской ССР и Северо-Осетинской АССР навсегда вписано в историю культуры чеченского народа.
Случайная встреча с великим танцором Махмудом Эсамбаевым способствовала серьезному увлечению Кюри танцами.
– С детских лет, – как рассказывает его сестра Зарган, ныне проживающая в селе Ачхой-Мартан, – Кюри очень любил слушать музыку, пытался в такт воспроизводить элементы лезгинки. С удовольствием выходил в круг, если просили взрослые. Когда ему едва исполнилось четыре года, умерла наша мама. Мальчик был сильно привязан к матери и очень тосковал по ней. Все взрослые скрывали от него нашу трагедию. Когда он начинал плакать, я ему напевала старинные чеченские мелодии, и он успокаивался. Когда Кюри начал ходить в первый класс, кто-то из детей сказал ему, что мама умерла и больше никогда не вернется. Это явилось страшным ударом для детской души. Он убежал из школы, долго плакал, по-взрослому переживал горе. Стал замкнутым, ни с кем не разговаривал, весь ушел в себя. И наш отец, чтобы как-то успокоить и отвлечь Кюри, купил мне гармошку «Казань». Я стала учиться играть на ней, и мальчик под звуки музыки начал постепенно оживать. Ему очень нравились быстрые танцевальные мелодии. Это вызывало в нем желание танцевать. И в свои восемь лет он довольно хорошо усвоил лезгинку. Все домашние радовались за него, а отец говорил, что он будет виртуозным танцором.
В школьные годы Кюри посещал танцевальные кружки, постоянно участвовал в художественной самодеятельности, в конкурсах. Особенно ему нравилось самому придумывать разные элементы лезгинки. В смотрах-конкурсах по чеченским национальным танцам Кюри занимал призовые места.
Один случай предрешил будущее юноши. Это была встреча со знаменитым на весь мир Махмудом Эсамбаевым, которая впоследствии имела важное значение для Кюри в выборе им будущей профессии. Произошла она в 1958 году в Ачхой-Мартановском Доме культуры на смотре художественной самодеятельности. Присутствовавший в зале в качестве члена жюри Махмуд Эсамбаев заметил мальчика, с особым старанием исполнявшего сложные элементы виртуозной лезгинки. Буквально через год Кюри Раисова пригласили танцевать в ансамбль «Вайнах». Было ему на тот период около 16 лет. Это была огромная радость для него и его семьи. И с тех пор жизнь Кюри до последних дней была связана с танцами в составе ансамбля «Вайнах». Надо сказать, что отец никогда не препятствовал выбору сына, а все родственники гордились им. В 1963 году, когда Кюри по призыву уходил на службу в армию, он уже был одним из лучших танцоров коллектива.
Находясь на службе, он не бросил любимое дело, а стал руководителем армейского танцевального ансамбля «Солдатская дружба», в репертуар которого по настоянию Кюри входила лезгинка.
Вернувшись из армии, Кюри продолжил работу в составе ансамбля «Вайнах». Это были самые насыщенные годы для единственного в то время национального танцевального коллектива республики. Репетиции, гастроли по районам и странам, новые сюжетные танцы – все делалось членами коллектива с радостью, огромным желанием и большой ответственностью.
В 1965 году Государственный ансамбль песни и танца под руководством народного артиста ЧИАССР А-Х. Хамидова совершил трехмесячную гастрольную поездку по двадцати городам России, в каждом из которых давал по 2-3 концерта, всегда проходивших при полном аншлаге. Только в Москве ансамбль выступил 9 раз, в том числе и по Всесоюзному телевидению. На каждом концерте солистов ансамбля, в том числе и Кюри Раисова, вызывали на сцену по несколько раз. Зрители аплодировали им стоя.
Большим событием и для артистов, и для культурной жизни республики явились съемки кинофильма о Махмуде Эсамбаеве «В мире танца». Партнершей Махмуда по фильму была великолепная Зулай Сардалова. Артисты ансамбля Докка Кагиров и Кюри Раисов тоже снялись в этом фильме.
Как пишет в журнале «Южный театральный вестник» (№ 6, 2008 год) театровед Ф. Абдурзакова: «В ходе плодотворной работы репертуар коллектива обогащался танцами народов Кавказа, пропагандируя тем самым музыкально-танцевальное искусство Чеченской Республики. Костяк ансамбля составляли танцоры К. Раисов, М. Худаев, А. Мухаммедов, И. Асхабов, А. Асхабова, Т. Дидигова, Г. Бухарова, М. Битиева, А. Арсаханов и другие, которые своим творчеством и трудолюбием приумножали славу ансамбля «Вайнах» и достойно передавали эстафету творчества молодому поколению. Ансамбль прошел большой творческий путь, побывав во многих странах мира: Аргентине, Мексике, Перу, Сан-Сальвадоре, Коста-Рике, Панаме, Португалии, Германии, Чехословакии, Кении, Мозамбике, Сирии, Иордании, Турции. И это далеко не полный перечень стран, которым коллектив дарил эстетическое наслаждение от исполнительского искусства и в которых знакомил зрителей с чеченским танцевальным искусством. Так, кенийская газета «Дейли нейшн» писала, что «Вайнах» берет «штурмом» зрительскую аудиторию». А аргентинская газета «Капиталь» отмечала: «Вайнах» поражает ловкостью, граничащей с чудом, и если к этому прибавить красоту костюмов, то можно сказать, что зрители становятся свидетелями редчайшего зрелища».
Одними из самых запомнившихся событий в жизни коллектива стали гастроли в Чехословакию, а затем в Иорданию, где в знак благодарности чеченскому народу и за высокое исполнительское мастерство коллектив ансамбля «Вайнах» был удостоен ордена «Звезда первой степени» – высшей награды Хашимитского Королевства Иордании. В этой награде, как и в других, несомненно, была большая заслуга прекрасного танцора, солиста ансамбля и любимца публики Кюри Раисова.
Вместе с лучшими профессиональными коллективами страны ансамбль принимал участие во всесоюзных и всероссийских фестивалях, с успехом гастролируя по всей стране. До своей трагической гибели Кюри был одним из ведущих танцоров и радовал зрителей зажигательными танцами. Его уважали за веселый нрав, дисциплинированность, трудолюбие, отзывчивость и высокий профессионализм. Он был бесконечно счастлив, если удавалось на сцене показать внутренний мир своего народа, исполняя не просто танец, а через искусство передавая его характер и дух.
Топа Элимбаев, заслуженный деятель искусств РСФСР, в те годы – художественный руководитель ансамбля, очень тепло отозвался о Кюри Раисове, подчеркнув, что в тот период по виртуозности, ловкости и мастерству в ансамбле с Кюри некого было сравнить. «Это был самородок, рожденный танцевать», – сказал он.
В 1984 году на полпути, в автомобильной катастрофе, трагически оборвалась жизнь Кюри Раисова… Его коллеги по творчеству и сейчас говорят о нем с великой любовью и большим сожалением, что его нет среди них. Память о танцоре Кюри Раисове, одном из славных сынов чеченского народа, навсегда осталась в сердцах тех, кто работал рядом с ним, кто восхищался его талантом.
Жители Ачхой-Мартановского района, откуда он родом, в знак уважения и почитания своего земляка, назвали его именем районный Дом культуры, со сцены которого Кюри Раисов начинал свой творческий путь в мир искусства танца. Уйдя в мир иной, он навсегда остался с теми, кому щедро дарил свой талант. Память о нем навсегда сохранится в истории народа, в истории становления и развития танцевального искусства чеченцев.

На фото: Кюри Раисов – справа

 

Малика АБАЛАЕВА,
заслуженный журналист ЧР

№66 (3459)