Контроль в казначействе

Функциональная работа казначейства не всегда понятна простым гражданам. Общество часто ассоциирует слово «казна» с запасами золотых монет и денежных купюр. И, вероятно, в этом есть некая связь времен, объединяющая казначейство, основы которого заложил Петр I, и систему Федерального казначейства современной России. Однако ни один процесс в сфере государственного управления не может эффективно осуществляться без функций внутреннего контроля. Контроль занимает первостепенное значение, он так же стар, как и само искусство управления государством.

Так, известный русский государственный деятель и экономист Егор Канкрин сказал «Защита и контроль финансов – это защита жизненной силы существования государства». Становление системы ведомственного контроля в органах Федерального казначейства Чеченской Республики проходило в непосредственной связи с развитием казначейской системы российского государства. Так, в 2001 г. был создан контрольно-инспекторской отдел Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике (далее – Отдел). Начало становления работы Отдела было очень интересным и, вместе с тем, необычайно трудным, так как время в нашей республике было тяжелое, а деятельность Отдела была непосредственно связана с осуществлением проверок на местах. Это сейчас трудно себе представить, насколько сложным и опасным был путь, который проделывали сотрудники Отдела, выезжая в районы, но несмотря ни на что, они выполняли планы и поставленные задачи.

Наш современный мир полон динамики, прогресса и трансформации, так и система внутреннего контроля в органах Федерального казначейства с каждым годом приобретала новые черты. Идя в ногу со временем и мировыми стандартами, Федеральное казначейство с 2006 по 2011 год начало разработку Концепции усовершенствования системы внутреннего контроля, данная необходимость была вызвана актуальностью вопросов, решаемых в процессе модернизации и развития казначейской системы Российской Федерации в условиях проведения административной реформы. Задачей реформы являлась организация эффективного внутреннего контроля, который должен был обеспечить адекватную оценку качества выполняемых функций и способствовать повышению эффективности управления казначейской системы исполнения бюджетов и ее результативностью при выполнении государственных функций. В данном документе были учтены положения Лимской декларации руководящих принципов контроля и международных профессиональных стандартов внутреннего контроля и аудита института внутреннего аудита. В рамках реализации концепции был разработан ряд правовых документов, которые позволяют сегодня достаточно эффективно осуществлять работу по внутреннему контролю и внутреннему аудиту.

Во первых, было разработано положение о внутреннем контроле аудите в Федеральном казначействе, затем были разработаны и утверждены стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита. Данными стандартами регламентированы основные этапы осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита, это планирование контрольных аудиторских мероприятий, проведение мероприятий, оформление результатов проверок, рассмотрение результатов, подготовка отчетности. Так, в обновленном формате с декабря 2011 года успешно продолжил свою работу теперь уже Отдел внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике (далее – ОВКиА Управления).

Внедрение базовых документов для профессиональной деятельности в области внутреннего контроля и аудита вывело специалистов ОВКиА Управления на более высокий уровень работы, способствующий совершенствованию всех процессов внутри Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике (далее – Управление) и в настоящее время можно констатировать, что все заявленные Концепцией цели достигнуты.

Для ознакомления и понимания организации системы внутреннего контроля и аудита в Управление необходимо иметь представление о ее структуре, которая включает в себя центральный аппарат из 17 отделов Управления и 10 территориальных отделов Управления.

Перед сотрудниками ОВКиА Управления стоит задача качественно и достоверно оценить функциональную работу всех отделов по следующим направлениям:

– организация и осуществление электронных расчетов в системе банковских расчетов между УФК и подразделение Центрального банка Российской Федерации, кредитными организациями:

– ведение федеральных реестров;

– осуществление и учет операций со средствами федерального бюджета, средствами дополнительного бюджетного финансирования, средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, средствами бюджета союзного государства, средствами для финансирования мероприятий по оперативно-розыскной деятельности, средствами федеральных бюджетных (автономных) учреждений и иных неучастников бюджетного процесса, средствами обязательного медицинского страхования, поступающими федеральным бюджетным (автономным) учреждениям, обеспечение казначейского сопровождения;

– кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов), бюджетов государственных внебюджетных фондов;

– ведение бюджетного и казначейского учета и формирование отчетности по операциям бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, операциям со средствами неучастников бюджетного процесса;

– информационно-техническое обеспечение деятельности;

– обеспечение режима секретности и безопасности информации;

– административно-хозяйственное обеспечение деятельности.

Каждый из этих направлений включает в себя перечень важных вопросов, утвержденных приказом Федерального казначейства от 15.12.2016 №468 « Об утверждении перечня вопросов типовой программы проверки Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (Субъектам Российской Федерации, находящимся в границах Федерального округа)» которые должны объективно, квалифицированно и адекватно подвергнуться проверкам и анализу сотрудниками ОВКиА Управления.

В рамках, утвержденных руководителем Управления программ проверок и приказов, сотрудниками ОВКиА Управления сегодня проводятся новые методы проверок, к примеру комбинированные проверки, при которых первая часть осуществляется дистанционно, а заключительная часть проверки проводится с выездом на объект проверки. На первом этапе проверка осуществляется камеральным методом за счет предоставления права доступа субъекту проверки к соответствующим базам данных, хранящихся информационных ресурсах объекта проверки.

Такие важные, наиболее подвергающиеся казначейским рискам вопросы, как правомерность и своевременность возврата клиентам документов без исполнения, соблюдение порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств, своевременность доведения выписок из соответствующих лицевых счетов клиентов, соблюдение установленного порядка доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств (далее – бюджетные данные), а также предельных объемов финансирования (в случае принятия Минфином России решения об их использовании) при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных данных при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, своевременность отражения на соответствующих лицевых счетах клиентов операций по доведению и распределению бюджетных данных, соблюдение порядка отзыва распорядителем неиспользованных и/или нераспределенных бюджетных данных, отраженных на соответствующих лицевых счетах клиентов, непревышение бюджетных данных, распределенных распорядителями средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им бюджетными данными и другие, проводятся сотрудниками ОВКиА Управления непосредственно на своих автоматизированных рабочих местах в единой Автоматизированной системе Федерального казначейства (далее – АСФК).

Применение новых методов и способов контроля с использованием единой базы программных продуктов, таких как АСФК, системы электронного документооборота (СЭД), системы удаленного финансового документооборота (СУФД), позволяет проводить проверки в режиме текущего контроля, что приводит к снижению казначейских рисков.

Результаты внутреннего контроля и аудита оформляются в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ОВКиА Управления. Итоговым документом является отчет о проведенных контрольных мероприятиях, который представляется на имя руководителя Управления У. Рассуханова, чей опыт и многолетний стаж работы в Министерстве финансов Чеченской Республики на предыдущем посту министра финансов Чеченской Республики позволяет быстро и эффективно обеспечивать минимизацию наиболее рискоемких направлений в деятельности Управления. Руководство Управления в лице У. Рассуханова и его заместителей, курирующих различные направления деятельности Управления, целенаправленно и смело двигается вперед при реализации всех поручений Федерального казначейства и Главы республики, Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова.

Наряду с этим, сотрудниками ОВКиА Управления ведется работа по направлению внутреннего аудита – аудита результативности.

Задача аудита результативности состоит в том, чтобы в ходе проведения аудиторских мероприятий оценить, каким образом были сформулированы выводы по каждому виду оценки, а также их соответствие с действительностью. Важным моментом в осуществлении контрольной деятельности является её открытость, как сейчас принято говорить, прозрачность. И здесь сотрудниками ОВКиА Управления широко используются возможности сети Интернет. Посетители официального сайта Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике могут не только познакомиться с нормативными правовыми документами, регламентирующими внутренний контроль и внутренний аудит в органах Федерального казначейства по Чеченской Республики, но и увидеть планы, графики проведения контрольных мероприятий, а также их результаты.

Коллектив ОВКиА Управления понимает важность и ответственность миссии, которую он выполняет. Это экспертная и критическая оценки работы своих коллег, которые подтверждают законность проводимых казначейством операций, а в совместной деятельности «внутренних ревизоров» и других подразделений обеспечивают сохранность государственных средств. Деятельность органов Федерального казначейства является частью единого механизма государственного управления финансами. Обеспечение качественной, а главное эффективной работы всех его звеньев сегодня – первоочередная цель ОВКиА Управления, достижению которой способствуют профессионализм, взвешенный подход и неравнодушие к своему делу наших специалистов.

В заключение хочется поздравить всех сотрудников органов Федерального казначейства с профессиональным праздником – 25-летием Казначейства России, пожелать профессионализма, настойчивости в работе, успешного выполнения всех планов и задач.

 

Б. Шахидова

заместитель начальника ОВКиА Управления Федерального казначейства по ЧР

№ 84 (2977)