Дело мастера боится

Ибрагим Исмаилов является одним из немногих в Чеченской Республике мастеров по изготовлению вайнахского национального инструмента дечиг-пондар. Это тот самый инструмент, на котором еще в стародавние времена исполнялись илли – героико-эпические песни, в которых воспевалась храбрость и доблесть, благородство и честь героев народного фольклора.

В настоящее время трудно сказать однозначно, был ли народный инструмент таким же изначально или же с ним в течение веков произошла трансформация. Точно одно, что он символизирует собой идентичность и самобытность вайнахского народа.

Ибрагим, уроженец селения Гехи, около десяти лет занимается созданием дечиг-пондара. Сколько он себя помнит, еще с самого раннего детства он играл на этом инструменте. По словам Ибрагима, его этому никто не учил – он самоучка.

Также самостоятельно он освоил изготовление инструмента. Вначале изучил кое-какую литературу, в дальнейшем ему помогли усидчивость и пристрастие к любимому делу. Благодаря этому тандему все сложилось. Дело не стало широкомасштабным и большой прибыли не приносит, но то, что душевные струны и струны инструмента, за изготовлением которого мастер проводит порой не меньше трех недель (а то и больше), совпали по звучанию – это факт.

К Ибрагиму Исмаилову с заказами на дечиг-пондар обращаются как начинающие музыканты-любители, так и те, чей профессиональный уровень довольно высок.

Помимо дечиг-пондара мастер занимается реставрацией клавишных инструментов, преимущественно чеченской гармони. К нему зачастую попадают самые раритетные экземпляры, принадлежавшие именитым музыкантам.

Будет несправедливым не рассказать о мастерской, в которой происходит трансформация от прошлого в будущее, конечным результатом которой является не только дечиг-пондар. Дух творческого мастерства витает в этих стенах не первое десятилетие. В годы военных кампаний общими силами единомышленников удалось сохранить кузницу талантов. Не будет ошибкой сказать, что мастерская является творческим наследием родному краю известного скульптора Ильяса Дутаева, работавшего в жанре малой деревянной скульптуры. Его сын Асланбек Дутаев продолжает дело своего отца, помимо этого занимается изготовлением могильных памятников – чурташ. Здесь же свое творчество реализуют другие мастера. Это Магомед Эсимбаев, изготавливающий панно из дерева с арабской вязью, аналогов которым трудно найти. Также здесь воспроизводят свои мысли на полотнах известные художники Чеченской Республики Али Сапаров и Иса Ясаев.

В настоящее время в регионе успешно развиваются все сферы, в том числе успешно реализуется туристическое направление. Несомненно, мастерская еще станет излюбленным местом для туристов из ближнего и дальнего зарубежья. Ведь рукотворный труд, сохранившийся на протяжении не одного столетия, всегда вызывает самый живой отклик и интерес у путешественников. Через него возможно наиболее точно и емко познакомиться с новым миром, который является небольшим, но ярким пазлом культуры всего человечества.

 

Ева Ахмадова

№ 50­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ (2943)

Добавить комментарий