Воспитывая взаимоуважение

20161115_123627Одной из воспитательных целей коллектива педагогов и руководства института педагогики, психологии и дефектологии Чеченского государственного педагогического университета, является поликультурное образование студентов, будущих учителей общеобразовательных учреждений. Для  более глубокой постановки и научного похода к этому вопросу  в 2015 году на базе института создана проблемная научно-исследовательская лаборатория поликультурного образования, которой руководит кандидат педагогических наук, доцент кафедры А.Ш. Мукаева.

Преследуя цель формирования человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего обостренным чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований, преподаватели с первого дня  пребывания студента в стенах университета, начинают работу по воспитанию и привитию вновь влившимся в коллектив молодым людям навыков толерантного отношения к своим сверстникам и людям иных национальностей и вероисповеданий. Для этого студенты вовлекаются к участию в различных мероприятиях. Не просто как  слушатели, а как активные участники подготовки форумов. Студентам поручаются выступления по различной тематике, в которых ставятся вопросы и даются ответы по поликультурному воспитанию.

Проводятся научно-практические конференции  как межфакультетские, межвузовские, так и межрегиональные, и международные.

Так, в ноябре 2015 года на базе факультета состоялась всероссийская научно-практическая конференция  с международным участием «Искусство – диалог культур». А 19 декабря  этого же года  прошла Международная  научно-практическая конференция  «Гуманитарное знание и духовная безопасность». Затем состоялась региональная научно-практическая конференция «Стимулирование и мотивация инновационной деятельности личности» и  др.

В этом же году  студенты и преподаватели института приняли участие в молодежной научно-практической конференции «Наука третьего тысячелетия», которая проходила в Нефтекамске.

Участие в подобных форумах способствует тому, что у студентов вырабатывается понимание и уважение иных народов, осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами, способность общаться, осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных национальностей и национальных групп.

Работа  по поликультурному образованию продолжилась на базе Института и в 2016 году. Так, в марте   была проведена всероссийская научно-практическая конференция  с международным участием «Актуальные проблемы современной семьи: теория и практика» и в апреле  состоялась  международная конференция «Проблемы преподавания русского языка  в условиях билингвальной начальной школы».

А 15 ноября в рамках ежегодного Фестиваля науки в Институте педагогики, психологии и дефектологии состоялась Международная студенческая научно-практическая конференция «Поликультурное образование в России: проблемы, поиски, решения».

В работе конференции приняли участие студенты, магистранты Чеченского государственного педагогического университета, Грозненского государственного нефтяного технического университета, Дагестанского государственного педагогического университета и Северо-Осетинского государственного педагогического университета.

На конференции прозвучали вопросы об актуальных проблемах поликультурного образования в России, в частности в высших учебных заведениях, а  также  конструктивное обсуждение состояния,  пути решения и развития этнокультурного образования в полиэтническом и поликультурном регионе.

Конференция явилась продолжением работы  по реализации приоритетных целей государственной политики, направленных на укрепление многонационального государства, сохранение и развитие национальных языков и культур народов, населяющих российское государство.

В рамках конференции состоялось пленарное заседание и секционная работа.

На пленарном заседании, которое проходило по обсуждению вопросов о создании условий  для развития  этнокультурного и поликультурного образования в Северокавказских республиках, прозвучали интересные и содержательные доклады.

С докладом «Поликультурный имиджмейкинг как педагогическая технология 21 века» выступила кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики СОГПИ Ф.В. Хугаева;  доклад Х.З. Султановой, начальника отдела национальной образовательной  политики регионального сотрудничества Министерства образования и науки  ЧР прозвучал по теме: «Поликультурное образование как составная часть педагогической культуры будущего воспитателя  учреждения дошкольного образования и учителя начальных классов образовательной школы».

На секционных занятиях прозвучало 15 выступлений по таким вопросам как: цели, задачи и  принципы поликультурного образования; этнокультурные ценности и поликультурное образование; инновационные подходы к поликультурному образованию и воспитанию; поликультурное языковое образование и воспитание. А также участники конференции обменялись научными результатами и опытом исследования в области  поликультурного воспитания и образования подрастающего поколения.

Участники конференции, отмечая важную роль этнокультурного и поликультурного образования  для  социально-экономического развития  Северокавказского региона, приняли резолюцию, выработали свои рекомендации, где предложили издать и распространить среди студентов сборник материалов по этнокультурному и поликультурному образованию; организовать в дальнейшем совместные проекты по теме  со студентами ДГПУ и СОГПУ; провести круглые столы, семинары-практикумы по проблеме поликультурного образования; организовать курсы повышения квалификации воспитателей, учителей, преподавателей по этнокультурному образованию; введение учебных курсов в программу обучения студентов  педагогических вузов по технологиям создания поликультурного пространства в образовательных учреждениях; регулярно издавать методические рекомендации для педагогов, осуществляющих этнокультурное образование; тиражировать опыт учреждений и организаций,   работающих в области этнокультурного и поликультурного образования.

Участники конференции выработали призыв к общественности консолидировать усилия  для развития  этнокультурного и поликультурного образования в республиках северного Кавказа, к установлению искреннего диалога и взаимопонимания между представителями разных национальностей и вероисповеданий.

Такие встречи студентов, представителей разных национальностей и вероисповеданий, имеют свои положительные результаты. Находясь в одном зале, тесно  общаясь друг с другом, они   сближаются, между ними завязываются дружеские взаимоотношения и взаимопонимание, что, несомненно, помогает повышению этнокультурного образования.

Малика Абалаева