Он был в своей Отчизне гражданином!

wi1074158_00Редкое совпадение цифр — 16 декабря — 2016 год — 106 лет…

Это о нем, писателе, поэте, истинном патриоте чеченской нации Магомете Мамакаеве. Он родился 16 декабря, и в 2016 году исполняется 106 лет со дня его рождения. Недолгий срок Всевышним был дарован ему на этой земле. Прожил он всего 63 года, 16 из которых пришлось провести в заключении…

В страшные годы политических репрессий яркой звездой вспыхнул Магомет на небосклоне и, пробиваясь сквозь «бури» и «преграды», остался светить, лучезарными огнями освещая путь и показывая потомкам пример верного служения отчизне и народу…

Когда я смотрю на звезды, мне так и чудится, что одна из них, олицетворяя собой облик Магомета, посылает людям наказ: живите красиво, будьте добрее друг к другу, любите и оберегайте свою землю, нацию…

%d0%bc%d0%b0%d0%bc%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b5%d0%b2-%d1%81%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%b8-%d0%bf%d0%b8%d1%81%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%b9Время, неумолимо отсчитывая год за годом, уносит с собой все дальше и дальше от нас события и даты. Совсем недавно мы говорили 80, 90, 100, а сегодня подошли к 106 годовщине со дня его рождения. Прошло 43 года, как его нет рядом с нами, но память народа о нем, уважение и почитание к этой незаурядной личности нисколько не притупились и продолжают волновать сердца людей.

Один из благороднейших поступков М. Мамакаева – когда став прокурором республики, он лично побывал в каждой камере грозненской тюрьмы и освободил всех без вины томящихся в застенках – до сих пор не забыт потомками тех бывших заключенных…

Один из основоположников чеченской литературы, истинный патриот, замечательный сын чеченского народа, поэт, прозаик М. Мамакаев своим творчеством призывал людей жить по законам чести и достоинства, любить свой край, дорожить именем отцов.

 

«Умирая,

Пою не о смерти,

Умирая,

О жизни пою…

Может, завтра

На гулком рассвете

Вы услышите песню мою»,

– с уверенностью, что он останется жить в сердцах истинных соотечественников и ценителей литературного наследия чеченского народа, восклицал поэт. И он не ошибся…

Народ помнит его!

Мне он дорог вдвойне, потому что родился, прожил долгие годы и создавал большее количество своих замечательных произведений в моем родном Ачхой-Мартане. И многие из них посвятил этому красивейшему уголку Чечни. К Ачхой-Мартану и ачхоймартановцам у него была особенно трепетная любовь. Иначе и не могло быть – ведь это его малая родина. И сейчас, на берегу быстрой горной речки Фортанги стоит небольшой домик, где прошли лучшие годы жизни писателя. В этом доме при содействии Союза писателей ЧР создан музей М.А. Мамакаева – немой свидетель жизни великого человека. Здесь хранятся личные вещи писателя: библиотека, рукописи, папки с письмами от друзей по перу, школьников, читателей, поклонников его творчества. Музей бережно сохраняет племянник поэта Асламбек Мамакаев.

В свое время много усилий по увековечению памяти М. Мамакаева приложил Магомед Дадуев, который в 80-90-е годы работал в Ачхой-Мартановском РК КПСС. В селе именем Мамакаева названа улица, его имя присвоено школе.

Стоит остановиться у домика-музея и обратить свой взор вдаль, как перед глазами открывается панорама снежных Кавказских гор и невозможно оторваться от этой красоты. Как вспоминают родственники, Магомет часто выходил во двор, на берег Фортанги, подолгу любовался дивной природой родного края, голубизной чистого неба, любимой речкой, где прошли его детские годы и вдохновлялся на лирические строки. Стихи сами приходили на ум.

«Земля родная – берега Мартана,

Ведь ты такая ж, как везде, земля,

Лежишь на стебле рыжего бурьяна,

Обычной пылью серою пыля.

Но в смене лет веселых и печальных

Все лучезарней мне твои края,

Земля моих шагов первоначальных,

Земля Мартана – родина моя…»

В предисловии к своему роману «Мюрид революции» Магомет Амаевич писал: «Я старался создать книгу о человеке, который ярко взлетел на короткое время и горел, словно падающая звезда. Да, он, действительно, сгорел, но не упал. Он остался жить в сердцах потомков как пример замечательной жизни, отданной народу». Эти слова можно смело отнести и к самому автору.

«Пишу стихи с единственным желанием, чтобы они помогли добрым людям в беде и усталости, чтобы они поднимали их сердца на подвиг и звали к хорошим и добрым делам»,– говорил о своем творчестве М.Мамакаев. И, действительно, его поэзия многогранна. Она берет за душу, притягивает и приковывает к себе глубиной мысли, строки задевают самые сокровенные струны души читателя. А глубокое знание жизни во всех ее красках, философское понимание психологии человека в сложнейших жизненных ситуациях позволили писателю создать такие литературные шедевры, как романы «Мюрид революции» и «Зелимхан». Его имя стоит в одном ряду не только великих писателей республик Северного Кавказа, но и многих русских классиков.

Но известность к писателю пришла нелегко, она им завоевана долгой, тяжелой, а порой и жестокой борьбой.

М. Мамакаев рано лишился родителей и с малых лет познал жизненные тяготы. Но судьба уготовила ему стать в своей отчизне настоящим гражданином и завоевать всеобщее признание чеченского народа. Будущий писатель с детских лет пристрастился к чтению. Окончив среднюю школу, он уехал учиться в Москву, в Коммунистический университет трудящихся востока. После окончания учебы вернулся в родную республику, работал в различных должностях. Был прокурором республики, редактором первой чеченской газеты «Серло», заместителем редактора газеты «Грозненский рабочий», заведовал отделом школ Чечено-Ингушского обкома КПСС, работал секретарем райкома партии, директором научно-исследовательского института истории, языка и литературы, избирался председателем Союза писателей ЧИАССР.

Не по годам серьезный и наблюдательный, он творчески осмысливал жизнь. Знал и видел, как плохо живется народу, какому гонению подвержена интеллигенция, грамотные люди. Все свои наблюдения и переживания переносил на бумагу. Еще в школьные годы Магомет пробует писать стихи, а в шестнадцать лет появляется первая публикация начинающего поэта. Он сразу определяет по своему духу и характеру темы: дружба, патриотизм, история родного края, прошлое и настоящее народа. И все герои произведений М. Мамакаева, начиная с самых ранних произведений, – это духовно богатые, нравственно чистые и сильные личности.

Большое значение в становлении будущего поэта и прозаика имела дружба с основоположником чеченской литературы Саидом Бадуевым. Впоследствии в своей биографии Магомет писал, что на произведениях С. Бадуева он учился писательскому мастерству.

М. Мамакаеву посчастливилось жить и творить в одно время с прекрасными личностями, корифеями чеченской литературы – А. Дудаевым, А. Мамакаевым, Ш. Айсхановым, М-С. Гадаевым, Н. Музаевым, Б. Саидовым, М. Мусаевым и многими другими, чьи произведения вошли в сокровищницу золотого фонда отечественной литературы. Под влиянием творчества этих писателей оттачивалось мастерство и обогащалось вдохновение М. Мамакаева.

Первое стихотворение «Зелимхан» им написано в шестнадцать лет, а уже через два года, в 1928 году, Магомет пишет первую в чеченской литературе героико-историческую поэму «Кровавые горы». Посвященная освободительному движению горцев Кавказа, она приносит молодому поэту широкую известность. Данная поэма в те годы обогатила чеченскую литературу новым для нее жанром, что также явилось столь высокой ее оценкой. Вслед за ней появляются «Сестра семи витязей», «Разговор с матерью».

О М. Мамакаеве, как о многообещающем поэте, начинают говорить в литературных кругах. Это вдохновляет его на новые творения. Стихи и поэмы молодого автора регулярно печатаются на страницах республиканских газет и журналов. Постепенно он становится в один ряд с уже известными писателями и поэтами республики.

В 1928-30 годах, будучи слушателем Коммунистического университета, Мамакаев имел встречи с родоначальником советской литературы М. Горьким, с автором «Железного потока» А. Серафимовичем, поэтом Э. Багрицким. М. Мамакаев был делегатом Первого съезда писателей СССР, с чего и началось постоянное литературное сотрудничество между писателями, пишущими на разных языках. В эти годы, ясно осознав свою задачу как писателя и сына своего народа, поэт восклицает:

Шел я с народом дорогой,

Шел, не жалея для Родины сил.

Трудно в борьбе приходилось порою,

Все-таки слез никогда я не лил».

 

Первый поэтический сборник стихов М. Мамакаева вышел в 1930 году, второй – 1932, после этого его произведения регулярно выходят отдельными изданиями и переиздаются. На протяжении более чем сорокалетнего творческого пути, поэт остался верен юношеской теме. Об этом свидетельствуют его многочисленные стихи и поэмы.

«Стихи М. Мамакаева являются поэтическим переложением его жизни. Это жизнь в поэзии. Отсюда вытекает и конкретность в его стихах, которая не заслоняя основной идеи автора, приобретает подлинную художественную ценность… Стихи М. Мамакаева напоминают поэтический рассказ автора о себе и своем поколении. Это хорошо чувствуется в таких поэмах и стихах, как «Разговор с матерью», «Песнь о бесстрашных», «Дружба», «Пусть было злое лихолетье», «Мы смело спорили», «Зима» и другие,– писал литературный критик Ю.А. Айдаев в сборнике «От эпической песни до эпопеи».

А в 1975 году он так отозвался о творчестве М. Мамакаева: «Трудно представить себе чеченскую литературу без имени М. Мамакаева. Оно, это имя, в ней также естественно, как сама чеченская художественная литература, ибо Магомет Мамакаев стоял у ее колыбели и являлся одним из тех, кто положил первый кирпич в фундамент, на котором выросло прекрасное по форме и богатое по содержанию здание литературы, ставшее составной частью многонациональной литературы. Если чеченская литература сегодня известна далеко за пределами ее родины, то значительная заслуга в этом М. Мамакаева».

Но в самом расцвете творчество писателя внезапно обрывается. Его произведения перестали публиковать, с полок исчезли стихи и поэмы. Прошло более 16 лет, пока он снова появился.

М. Мамакаев, как и многие интеллигенты 30-х годов, подвергся жестоким репрессиям и оказался на Крайнем Севере. Но он не пал духом. Мужественно и стойко переносил все тяготы лагерной жизни. В заключении, чтобы чем-то быть полезным таким же заключенным, как он, Магомет оканчивает медицинские курсы и лечит больных. Об этом периоде его жизни, когда он, забыв о своем тяжелом лагерном положении, всячески старался облегчить участь сокамерников, ходили легенды, слагались песни.

Но писать М. Мамакаев не переставал даже в этот период. Когда вышел из тюрьмы на поселение, он создает литературное объединение, сотрудничает в газете «Коммунист Заполярья». В его рассказах «Кристальная душа», «Полярная ночь», «Лед тронулся» и других – герои, простые люди, незаметно для себя совершают героические подвиги. В этих произведениях автор отразил свою жизнь в заключении.

Мне, автору этих строк, посчастливилось держать в руках и прочитать два письма, написанные рукой поэта и присланные М. Мамакаевым с Игарки своему старшему сыну. Он пишет (дословно): «Прошло более пятнадцати лет с тех пор, как я вынужденно покинул вас, и тебе, самому старшему, было всего восемь лет… Ты, вероятно, помнишь, что я не вернулся к вам после выезда в Москву на пленум Союза писателей СССР. Там я был уже вторично арестован, этапом доставлен на родину, в Грозный, и снова водворен в одиночку. Когда решительно ничего не могли придумать для гласного суда надо мною, эти бериевские бандиты, грубо лягнув все законы, направили провокационное дело против меня в тайный суд НКВД, где 3-го сентября 1941 года я был осужден к заключению сроком на пять лет.

И после того, как меня уже продержали пять лет в предварительном заключении. Все эти годы я был окружен презрительным недоверием, все человеческое во мне было подавлено, оскорблено. При всем моем честном и добросовестном отношении к труду, никто не имел права молвить за меня доброе слово, а ругать и порицать меня считалось делом достойным похвалы. Но я ни на минуту не забывал вас. Я освободился и рад, что вы навсегда избавлены от всевозможных упреков и нареканий из-за отца». Письмо датировано 10.03.1956 г.

А во втором письме от 12 мая 56 года Магомет дает наставления сыну: «…Знаю, мой дорогой, что тебе достались тяжелые годы. Не нужно бояться трудностей. Надо только всегда стараться не терять холодного рассудка ума, горячей настойчивости сердца и сильной воли, чтобы уметь бороться с ними и побеждать их…». Эти письма оторванного от своего народа человека характеризуют его как сильную духом личность.

За свою творческую жизнь писателем издано свыше сорока книг прозы, поэзии, публицистики на чеченском и русском языках. Среди них такие как «Мюрид революции», «Зелимхан», «Гибель вендетты», «Улицы города», «Первый гудок»; сборники стихов: «Утро над Аргуном», «Клятва отцов», «И камни говорят», «Земля Мартана», «С человеком по земле» и другие.

В последние десятилетия своей жизни М. Мамакаев больше обращается к художественной прозе – пишет рассказы. Тематика их очень разнообразна, но все они объединены единой заглавной мыслью – воспеванию мужества, дружбы, взаимопомощи. Автором в своих произведениях созданы прекрасные образы чеченцев, русских, казахов, эвенков. Но, пожалуй, самую широкую известность М. Мамакаеву принесли его романы «Мюрид революции» и появившийся следом «Зелимхан». Эти крупные прозаические произведения стали свидетельством разносторонности таланта писателя. На страницах романов он вывел образы мужественных личностей, ярко продемонстрировал их беззаветную деятельность во имя торжества свободы чеченского народа.

Многие стихи М. Мамакаева переложены на музыку и стали любимыми песнями в народе.«Даймехкан косташ» в исполнении Валида Дагаева звучали со сцены десятки лет.

М. Мамакаев уважительно относился к людям любой национальности, умел дружить и ценить дружбу. У него много было друзей среди писателей, поэтов, да и простых людей. Об этом говорят надписи на дарственных книгах, которые стоят на книжной полке в его музее. Осетинский поэт пишет: «Старшему брату, одному из прославленных «маршалов восточной поэзии Магомету Мамакаеву от «ефрейтора» осетинской литературы Муртазова». Кайсын Кулиев подписал: «Мужественному горцу, классику чеченской поэзии с сердечной дружбой». От Сергея Баруздина: « Дорогому другу и собрату по перу»; Керимзо Жанэ: «Ведущему чеченскому поэту и человеку прекрасной души Магомету Мамакаеву в знак глубокого уважения…».

Благодаря переводам А. Твардовского, Э. Багрицкого, Н. Тихонова, А. Передреева, Н. Гребнева, Н. Асанова произведения М. Мамакаева стали доступны широкому читателю за пределами нашей республики.

Наверное, кто однажды при его жизни виделся с ним, навсегда запомнил этого похожего на твердый сплав металла мужественного человека. Его облик олицетворял собой огромную глыбу среди мелких камней. Из-под черных бровей светились умные и прозорливые глаза. Говорил он всегда четко, размеренно, отточенными словами.

Умер М. Мамакаев в 1973 году. Смерть писателя стала всенародным трауром… Похоронен он в селе Ачхой-Мартан.

Бывая на этом кладбище, я каждый раз подхожу к могиле поэта, говорю «Дала декъала войла хьо». Снова и снова читаю надпись, высеченную на его могильной плите:

Т1аьххьарчу новкъа а ваьлла,

Хьайга ас кхо аьрша йоьхуш,

Доьху ас, хилалахь, латта,

Г1а-зезаг даржадай, доьлуш».

 

А в одном из своих стихов он завещал нам:

«Когда меня схоронят, возведя

Могильный холм в безмолвии долинном,

Пусть скажет путник, мимо проходя:

«Он был в своей Отчизне гражданином!»

Поэтом, гражданином и настоящим сыном чеченского народа мы его помним!

Рядом с Магометом похоронен его старший сын, который умер несколько лет назад. Тот, которому отец в 1956 году присылал письма с Игарки…

 

Малика Абалаева

 

№  200 (2884)