Не пора ли нам опомниться, нохчи?

Проблемы духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития общества.

Недавно, возвращаясь домой из Калмыкии, при въезде на территорию Чеченской Республики меня охватили радостные чувства, как и любого, вернувшегося на родину. Именно поэтому я пристально вглядывался в незатейливые чеченские дворы сельчан с бесхозно заброшенными, заросшими бурьяном огородами.

Азан, призывающий к полуденной молитве, оторвал меня от грустных мыслей. Проехав немного и увидев, что вдоль центральной дороги станицы Шелковской стоит мечеть, я остановил машину, совершил омовение и помолился. Любуясь красотой и величием архитектуры культового сооружения, присел, облокотившись, за большую колонну, говоря про себя: «Алхьамдуьлиллах1! Хвала Всевышнему за возможность помолиться и отдохнуть». Честно говоря, уставшему телу хотелось отдохнуть, да и священный дом Аллаха настолько приятен, что не хочется уходить оттуда. Если вам хоть раз приходилось, будучи на выезде в другом селении или городе, зайти в мечеть и помолиться, то поймете, какую душевную благодарность испытывает мусульманин тому, кто, построив мечеть, создал эти удобства.

Задумавшись, я долго сидел и думал о сегодняшнем состоянии нашего народа, о тех, кто, помолившись, уходил из мечети, даже не дождавшись, когда имам закончит читать дуа, о тех, кто не думает о завтрашнем дне.

Сегодня Глава Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров упорным трудом создал прекрасные условия жизни: построены дороги, дома, мечети, больницы, библиотеки, культурные центры досуга и отдыха. В любом селении и городе можно помолиться, отдохнуть, поблагодарить Аллаха за мирную спокойную жизнь. Также построены и отремонтированы все школы во всех районах и селах, чтобы наши дети могли учиться. Но откуда у меня ощущение, что многие не замечают эту благодать, не рады всему этому? Почему в наше время люди очерствели друг к другу? Куда подевались уважение, доброта и любовь к ближнему?

Есть среди нас и такие, которые даже собственным семьям не уделяют должного внимания. Многие хотят легкой жизни и легких денег. Есть такие, кто привык просить подаяние (как женщина, которая стояла у входа в мечеть), чтобы не работать. Почему мы забываем, что есть социальная защита государства, и попрошайки тоже получают пенсии? Без зазрения совести ходят по домам, стоят на проезжей части дороги, несмотря на то, что вполне здоровы и, возможно, имеют состоятельных родственников.

Вспоминается рассказ одного старика, моего родственника: «Нас, пятерых детей без отца, выслали в Казахстан в суровом 44-ом году. Когда уже на третьи сутки без крошки во рту, я, как старший из детей, тринадцатилетний мальчишка, спросил у матери разрешения попросить у соседей краюху хлеба. Мать пристыдила меня, сказав, что если выживем, то на всю оставшуюся жизнь на нас останется пятно попрошаек. «Не делай этого, сынок, никогда», – сказала она мне. Потом, немного помедлив, добавила: «Если у тебя хватит сил, сходи в соседнее село за шестнадцать километров, где живет ваш дядя. У дяди просить не стыдно, так как свой не упрекнет. Зимой по снегу, голодный, не евший три дня, добрался до дяди в полуобморочном состоянии».

В тяжелые годы ссылки чеченцы умирали от холода и голода, но не просили подаяния. Для нас честь и достоинство оставались превыше всего. Что же творится сегодня? Неужели за деньги продали честь и совесть?

Женщины, целыми днями стоящие на рынке, больше думают о заработке, а не о семье. Большая часть мужчин обленилась, не хочет заниматься хозяйством. Дети же оставлены без присмотра. Вечером, вернувшись домой, матерям нет дела до воспитания своих чад, так как они настолько физически устали, что им нужно отдохнуть, чтобы утром всеми правдами и неправдами пойти зарабатывать деньги. Никому нет дела, чем занимаются целыми днями, а то и вечерами их дети. А ведь детям, особенно подросткам, слоняющимся целыми днями без дела, в голову приходят разные дурные мысли, и их легко обмануть, втянуть в авантюрные игры. Вот отсюда берутся наркоманы, хулиганы и другие нежелательные элементы.

Почему никто не хочет задуматься над тем, что окружающий мир, семья, родственники, соседи дороже любых денег. Я помню недавние времена, когда люди жили не ради денег, а идеализировали любовь и уважение друг к ругу. Поэтому были счастливы и любили жизнь. Бывало, идешь по весеннему селу, а душа радуется от звонких веселых голосов тружеников, занятых посевом. Появлялись гордость и чувство достоинства, будто люди все это делают для тебя. Поэтому радостно выкрикиваешь: «Хьоькъийла шун!» («С урожаем Вас!»). По осени в каждом огороде радовали глаз изобилием урожаи кукурузы, чеснока, картофеля, помидоров и других овощей. Сегодня же огороды заросли бурьяном. К сожалению, не увидишь ни одного засаженного огорода, не услышишь смех жителей села, идущих друг к другу в гости. Неужели мы привыкли к легкой жизни? Днем мы ищем легкую наживу, а ночью запираемся у телевизоров, так что даже соседи иногда не видят друг друга неделями.

Мне часто приходится бывать в школах разных районов. В глаза бросаются недоработки учебно-воспитательной работы. Ведь совсем недавно в школах не было ни психологов, ни логопедов. О таком предмете, как духовно-нравственное воспитание, даже не задумывались. Что же случилось с нами? Во-первых, молодые специалисты, которые приходят работать в школу, получив высшее образование, сами не знают на должном уровне кодекс чести своего народа, то есть традиции и обычаи чеченцев. Во-вторых, почти на ноль сведен контроль со стороны учителей и родителей над учащимися. В старые добрые времена велся учет и контроль за посещаемостью школьных занятий не только родителями и учителями, но и каждый уважающий себя человек спрашивал у слоняющегося подростка. Пропуск уроков, отставание по школьным дисциплинам являлись проблемами семьи и школы. Руководство школы и педагоги приглашали родителей на беседу, классный руководитель немедленно выезжал на дом к ученику в целях изучения быта ученика. Родительский контроль в чеченской семье был настолько строгим, что ребенок боялся приносить домой плохую оценку, не говоря о непримерном поведении. Для того, чтобы молодые специалисты знали наши традиции, могли передавать подрастающему поколению, думаю, нужно ввести в во всех вузах предмет «Основы чеченской традиционной культуры».

С каких пор среди нас появились наркоманы? Язык не поворачивается говорить о девушках-наркоманках. Еще хуже, если в семье растет человек, который может убить в спину даже ни в чем не повинного. Насколько мы знаем, настоящий рыцарь, къонах не убивает мирных людей, причем из-за угла. Ведь каждый из чеченцев полезет драться, если его обзовут холопом, рабом (лай). Кем же сегодняшний чеченец считает себя, когда в его доме наркоман или наркоманка? Где наши честь и совесть?

Грустный итог: мы сегодня живем не по чеченским традициям.

Чеченцы испокон веков жили честным трудом, дружной общиной, помогая друг другу в постройке дома, уборке урожая. Собирали белхи для совместного труда, советовались и доверяли друг другу. Такая жизнь учила любить труд, уважать и ценить людей и родину.

Не зря Глава ЧР Р. Кадыров бьет тревогу, просит нас не забывать древние красивые обычаи и традиции нашего народа, заниматься воспитанием подрастающего поколения.

Поймите, это нужно нам всем и ради нас, ради будущего наших детей. Несмотря на все условия, созданные для нашей жизни, Глава и правительство республики делают все, чтобы поднять на нужный уровень планку духовно-нравственного воспитания. В прошлом году при Главе ЧР создан Совет по культуре с целью контроля над соблюдением ментальности в танцах, музыке, театральных постановках и др. Соблюдение национальных традиций на сцене и воспитательная работа в школах и других учебных заведениях принесет огромную пользу в возрождении истинных национальных традиций.

Мы должны помнить, что для построения сильного государства каждый человек должен исправить, прежде всего, самого себя, стать на правильный богоугодный путь. Из крепких здоровых семей должно состояться чеченское общество. Не стоит ждать, что государство сделает все за нас и для нас.

Поверьте, так и хочется крикнуть: «Эй, нохчи, опомнитесь! Куда мы идем? Что ждет наших потомков? Остановитесь!».

Магомед Эльжуркаев,

заслуженный работник культуры ЧР,

член Совета культуры при Главе ЧР

№ 30 (2464)