Магомеду Мусаеву – 99

Труд не всех писателей не всегда оценивается по достоинству, и не всегда может быть понят своим поколением. Иногда проходят века, прежде чем человечество ухватит благодатное зерно мудрости автора бессмертного творения и поймет его непреклонную истину жизни. Но биография и творческий путь замечательного писателя и прекрасного переводчика Магомеда Мусаевича Мусаева являются примером для подражания молодому поколению. Его светлые произведения и высокие качества оказали и оказывают большое влияние на широкие слои читателей.
Вклад М. Мусаева в развитие культуры и литературы был отмечен почетным званием «Заслуженный работник культуры ЧИАСССР». Он был членом Союза писателей и Союза журналистов СССР.
Благодаря его переводам чеченские читатели смогли познакомиться с творчеством многих русских, грузинских, украинских, каракалпакских, осетинских писателей.
Он перевел на чеченский язык ряд произведений русских писателей, таких, как отрывки из романа «Разгром» А. Фадеева, «Путь большевика» 3. Орджоникидзе, «Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Голубая чашка» А. Гайдара, «Ступеньки» А. Носова и др.

На чеченском языке вышли: «Садаьржаш», «Дашо маха», «Анзор», «Теркан тулгIенаш».

На русском языке: «Золотая брошка», «Анзор» и др.

Родился 15 июня 1915 года в селении Алды Чечено-Ингушской АССР в семье крестьянина. После окончания Новоалдынской неполной средней школы ряд лет работал в нефтяной промышленности республики.

В предвоенные годы был редактором Чечено-Ингушского радио, где продолжал работу, по состоянию здоровья временно вернувшись в конце 1942 года из Советской Армии. В 1944-1957 годах М. Мусаев работал в торговой системе Казахстана. С 1958 года был редактором, старшим редактором Чечено-Ингушского книжного издательства. Окончил Чечено-Ингушский государственный педагогический институт.

Первая книга рассказов и повестей М. Мусаева вышла в 1960 году. В ней четко определился круг вопросов, которые будут интересовать писателя в его дальнейшей творческой деятельности. В центре внимания автора в первой повести «Корень счастья» – молодежь, ее радости, трудовые будни, любовь. Герои повести Белита, Руслан – молодые колхозники. Их жизненные пути нелегки. Преодолевая трудности, предрассудки живущих по старинке людей, идут эти герои к своему счастью.
Героическая драма «Волны Терека», поставленная Чечено-Ингушским драматическим театром в 1960 году, свидетельствовала о том, что М. Мусаев с успехом пишет и в области драматургии. Пьеса воссоздает героический облик советских людей, сражающихся на фронтах Великой Отечественной войны. Она получила хорошую оценку критики.
Вслед за ней М. Мусаев написал и другую пьесу – «В одном ауле», в которой рассказывает о том новом, что пришло в жизнь горцев, о моральных и нравственных изменениях, происшедших в характере и психологии сегодняшних жителей села. В пьесе интересно нарисован образ молодой горянки Алпату. Она свободна от влияния замшелой старины. Драматург умело показывает, как рождается новый человек, как у забитой горянки формируется новое мировоззрение, чувство собственного достоинства.
Вскоре выходит следующая повесть М. Мусаева «Золотая брошка» – о жизни советской милиции, мужественных и смелых людях.
В творчестве М. Мусаева ведущей является тема сегодняшней молодежи. Писателя интересует нравственный и духовный мир молодых современников, мера их ответственности перед обществом. Выпускник юридического института Азамат из повести «Золотая брошка» – человек, которому чужд компромисс со своей совестью. Азамат работает следователем. С некоторыми из своих коллег он расходится по принципиальным вопросам. Отстаивая свои верные взгляды, осознавая личные промахи по работе, Азамат совершенствуется, растет и мужает. Образ Азамата занимает видное место в галерее образов современников чечено-ингушской литературы.

Самой удачной работой М. Мусаева можно считать повесть «Анзор», переведенную сейчас на русский язык. В ней писатель показал сложный путь своего героя, на долю которого выпало немало испытаний.

Писатель показывает правду нашего времени.

М. Мусаева интересуют люди трудной судьбы, преодолевающие эти трудности и идущие к своей заветной цели.

В 1968 году вышел сборник его пьес «Волны Терека». В новой пьесе «Восставшие за свободу», вошедшей в сборник, ставится проблема воспитания молодежи в духе героических традиций отцов, отстаивавших революцию.

Об этом и многом другом подробно написано в книге А. Мальсагова и Х. Туркаева «Писатели советской Чечено-Ингушетии».

В конце 80-ых – начале 90-ых гг. М. Мусаев работал над большим рассказом «Смерть чайки», отрывки из которого были опубликован в альманахе «Орга», и крупным эпическим романом о национальном герое чеченского народа Бейбулате Теймиеве. Но, к сожалению, автор не закончил работу над этими произведениями. Наступили непростые времена. Произошел распад СССР. В Чечне наступили годы хаоса, неразберихи, беспредела и, как следствие, безразличия к литературе и культуре.

Много работал Магомед Мусаев и в драматургии. Первую свою пьесу – четырехактную драму «Волны Терека» – он задумал еще во время войны, но написать ее ему удалось лишь в 1959 году. Она рассказывает о событиях, произошедших в Чечено-Ингушетии в 1937-1943 гг. В 1960 г. пьеса была поставлена и с успехом шла на сцене Чечено-Ингушского драматического театра им. Х. Нурадилова. Затем были написаны пьесы «В одном селе» (1963 г.), «Вставшие на равенство» (1967 г.), «Секретарь парткома» и другие, которые тоже шли на сцене драмтеатра.
Оставил свой след М. Мусаев и в чеченской публицистике. В республиканских газетах и журналах регулярно печатались его статьи и очерки на различные темы. Писатель часто и охотно выступал с проблемными беседами по телевидению. Но особенно он любил рассказывать телезрителям о жизни и творчестве писателей.

Сегодня, к сожалению, его нет с нами: Магомед Мусаев ушел из жизни в 2001 году.

– Я пишу для народа. Хорошо ли, плохо ли – судить ему. Похвалит он – значит я на правильном пути, поругает – значит что-то не так, надо исправлять. Святая моя мечта – чтобы за каждое новое произведение люди говорили «спасибо!» Для этого и работаю.

И работал не напрасно: творчество М. Мусаева востребовано читателями и сегодня. «И будет, надеемся, востребовано и в будущие годы», – уверен в этом и Адиз Кусаев, автор книги «Писатели Чечни», который собрал для нас и будущих поколений ценные сведения о писателях, поэтах и других известных людях нашей республики.

Творческий путь М. Мусаева свидетельствует об упорных поисках писателя, о творческой смелости в постановке и решении сложных идейно-художественных задач. Его творчество отличается настоящим новаторством, которое проявляется как в правдивом изображении жизни, в создании глубоких национальных характеров, так и в яркости, оригинальности художественных форм и приемов.

Дэти Сулумова

№ 116 (2300)