Когда в блоге общаешься с сенатором…

Признаться честно, с Александром Порфирьевичем мы встретились не как журналист и политик, а как два блогера. Те, кто хорошо его знает, в курсе — он активный пользователь социальных сетей, а именно микроблога twitter, где мы с ним и познакомились. Однако, как сотрудник основной республиканской газеты, я не удержалась и задала ему несколько вопросов на тему последних событий вокруг Украины и России. Надо отметить, как собеседник, А. Торшин, заместитель председателя Совета Федерации РФ — приятный, информационно подкованный во всех сферах человек, абсолютно лишенный пафоса и сложного подтекста.

– Здравствуйте Александр Порфирьевич, как ваши коллеги в Совете Федерации среагировали на заявления Рамзана Ахматовича Кадырова в поддержку Владимира Владимировича Путина, в частности по ситуации на Украине и присоединению Крыма?

– На самом деле я сегодня уже выразил Главе ЧР искреннюю благодарность от председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, потому что Чеченская Республика, а именно, Рамзан Кадыров и Парламент Чечни очень быстро отреагировали на ситуацию в Украине. Оба чеченских сенатора проголосовали в поддержку Владимира Путина, и Парламент ЧР принял соответствующее заявление одним из первых. Это очень показательно, потому что народ, который прошел через немалые лишения, который знает цену миру и войне, знает цену национализму, подчеркнуто демонстрирует динамичное развитие. Глава ЧР, так же, как и в предыдущей сложной ситуации 2008 года, когда вспыхнул вооруженный конфликт в Южной Осетии, одним из первых поддержал Президента России В.В. Путина.

Уже не секрет что авторитет Рамзана Кадырова сейчас на Кавказе является незыблемым. Долгое время на Кавказе вообще не было никакого лидера. Одни ушли в царство вечное, других подломила ситуация в Беслане. Однако, наблюдая настоящую картину того, что происходит в Чеченской Республике сейчас, ее экономический потенциал и национального лидера, чувствуется – это реально больше, чем поддержка одного региона – Рамзана Ахматовича поддерживает весь Кавказ.

Мы же понимаем что влияние диаспор – чеченской, адыгейской, ингушской и т. д. – уходит далеко за пределы республик. Поэтому, конечно же, трудно переоценить последнее заявление Главы Чеченской Республики.

Но в то же время реальный быт чеченцев, устои, традиции – они сильно мифологизированы. Хотя это такая мифология, которой можно гордиться. Многие считают, что эти воины не знают страха, что во многом понятие чести и достоинства дороже жизни, и это является причиной для уважения. Зная, что чеченцы бьются за «своих» до последнего патрона, заявление по Крыму уже не кажется пафосом, все знают – если Рамзан Кадыров сказал, значит так и будет.

Надо подчеркнуть, что не во всех соседних государствах есть такие боевые настроения и боевые части. Это и есть новая Россия, потому что новое поколение в лице Рамзана Ахматовича поддерживает подобные настроения. Четкая позиция по Крыму и украинскому вопросу в целом является мощным стимулом и мотивацией для подрастающего поколения, примером для подражания.

Неспроста Валентина Матвиенко мне на днях сказала о том, что Рамзан Ахматович получил премию «Человек года» за 2013 год в номинации «Хранитель традиций». А традиции здесь хорошие. Года четыре, пять назад я сказал, что детские дома из холодных регионов надо перевести, ну допустим, в Чеченскую Республику.

Если маленький человек, по судьбе оказался без родителей, так давайте поселим его там, где солнышко? Здесь свежие фрукты и овощи, парное мясо, да и ментально в Чечне никогда стариков и детей не обижали.

Мало кто знает, что в Чеченской Республике, по сути, нет детских домов и приютов, есть благоустроенные дома семейного типа, где дети не являются сиротами как таковыми. Каждый ребенок как яркая индивидуальность, никакой общей униформы и общих правил. У каждого воспитанника прекрасные возможности проявить себя творчески, достигать успехов в спорте.

К счастью, меня неожиданно поддержал уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Павел Астахов. Как-то он специально приехал ко мне и говорит: «Можно я твою идею продолжу?» Я на это еще пошутил, сказав: «У тебя своих приключений мало?» Кстати, П. Астахов сейчас уже занимается этой работой, и впереди много планов и хороших перспектив.

Данная инициатива – еще и дополнительный инструмент в деле возвращения в Чеченскую Республику русскоязычных жителей. Детям, которые будут воспитаны в духе местных традиций и менталитета, будет гораздо проще адаптироваться в реалиях, они быстрее интегрируются в местный колорит.

Несмотря на все выпады и критику, как человек целеустремленный, А. Торшин не счел для себя обязательным делать резкие выпады в адрес упрекающих. Его позиция – абсолютное спокойствие и верность своим принципам и идеям.

По поводу предложения А. Торшина переселить детей с детдомов в Чечню особенно ценным оказался довод Главы Северной Осетии Теймураза Мамсурова о том, что если заглянуть далеко назад в историю, то детей блокадников тоже расселяли по регионам тогда еще Советского Союза. Есть даже один фильм, по мнению А. Торшина, совершенно гениальный, про то, как кабардинцы во время оккупации укрывали у себя детей, вывезенных из блокадного Ленинграда, в основном, это были еврейские дети, и их укрывательство грозило расстрелом. Этим детям дали адыгские имена, таким образом, спасли им жизнь. Это исторический факт и еще один повод для размышления общественности.

По сути, в вопросе сирот решится и жилищная проблема. А. Торшин привел пример того, что, допустим, в Ингушетии самое дешевое жилье, если считать по России в целом. Также и в Чечне предоставление бытовых условий для сирот взято под особый контроль. То есть, молодые ребята по наступлению совершеннолетия гарантированно обеспечиваются жильем. Получается, параллельно решается целый комплекс проблем.

Какие у Вас, как у первого заместителя Председателя Совета Федерации, планы на будущее? Чем живет сейчас Федеральное Собрание? Есть ли вообще в России национальная политика и кто ее строит, по каким критериям она осуществляется? Общественность часто возмущается, что все на бумажках, а на деле ничего не происходит. Как вы прокомментируете эту ситуацию?

– Если ответить вкратце, то Валентина Матвиенко занимается в социальной политике всем. Она – как действующий командующий, а я у нее как начальник штаба.
У каждого из нас четкие обязанности, и вопросы национальной политики закреплены именно за мной, но это в рамках парламента.

Многие ошибочно считают, что национальную политику можно делать и автоматом, но это не так. Мне, в основном, выпадает разбирать людские пороки – это проблемы наркомании, коррупция, самые такие неблагодарные темы, которых мало кто хочет касаться.

Чего мне стоила одна Беслановская комиссия, которая длилась полтора года. Это сказалось и на здоровье. Однако итоги этой работы сыграли очень серьезную роль в плане недопущения Кавказской войны. Ведь в той истории затрагивались многие важные вопросы, спорные моменты конфликта между ингушами и осетинами. Весь негативный аспект данного вопроса был рассчитан на то, чтобы вбить клин между ингушами и осетинами.

Уже думали, кинутся сейчас народы друг на друга. А мы вот встали, 30 человек, и сказали, дайте мы сначала разберемся во всем этом.
Для всех этих вопросов существуют комиссии при Президенте РФ по национальной политике. Собственно говоря, ее возглавляет сам В. В. Путин. Ответственным секретарем или первым заместителем является бывший руководитель Дагестана Магомед-Али Магомедов. Мы стараемся сейчас действовать по принципу «не навреди».

Как член этой самой комиссии могу сказать – она работает, но по-настоящему этими вопросами занимается Администрация Президента. И сейчас, в этой ситуации, когда появилось новое Министерство строительства, Минрегион должен заниматься больше вопросами национальной политики. У Минрегиона хороший департамент, который держит руку на пульсе нацсобытий.

– Не секрет, что сейчас на каждом шагу пытаются придать национальный окрас даже, казалось бы, бытовому конфликту. Такое веяние, можно сказать, – информационная модная тенденция. Ангажированность некоторых СМИ порой зашкаливает необъективностью информации.

– Понимаете, в эпоху, когда нет классовых различий, все пытаются спихнуть на народ. Многие наши противники должны понять одну вещь, которую Рамзан Ахматович хорошо понимает. Жить лучше, комфортнее в этом мире будет все сложнее и сложнее, население земли увеличивается, ресурсы очень ограничены, и каждый раз наши, так сказать, партнеры, смотрят на карту Российской Федерации и думают – слушай, а за что им такая благодать? И начинается «Хватит кормить Кавказ», «Россия для русских» и т. д. То есть, существует целая система вбивать клинья.

Приходя к такому солидному возрасту, как мой, понимаешь, что есть вещи, которые один раз сделал, потом просто не остановишь. Казалось бы, демократы и просто любопытные на Украине решили дать волю «правому сектору» и националистам. Смотрите их блоги, это же ужас.

Тема достаточно серьезная, заслуживающая отдельного внимания, потому что министерства по делам национальной политики у нас уже были, потом были министры без портфеля – тоже неудачно, а сейчас вопросами национальной политики занимается Минрегион, Правительство и Президент.

Но, конечно же, очень большую роль играет Совет Федерации как Палата регионов. Регионы – это интернациональность. И когда, бывает, губернаторы некоторые говорят – приезжай, у нас тут 97% русские, немножко татары, я говорю – ну и что ты радуешься? Потому что на самом деле наша многонациональность является большим конкурентным преимуществом. Его надо грамотно использовать. И то, что этому здесь, в Чеченской Республике, уделяется особое внимание – огромный плюс. Потенциал данной тенденции еще не до конца раскрыт, однако по той же аналогии мы видим, что детдомов в Чечне нет, низкая преступность – статистика изнасилований, угон автомобилей, кража 0%. Я не знаю ни одного субъекта федерации, где статистика изнасилований ноль процентов.

У вайнахов прекрасное отношение к другим национальностям – гость является святым, дружелюбие, хлебосольность – непременный атрибут любой семьи, проживающей здесь.

– Диванные революционеры, политики, когда их приглашаешь посетить регион, своими глазами посмотреть, получить реальную, объективную информацию – почему они сразу пугаются?

– У меня есть знакомые, которые мои поездки в Чеченскую Республику рассматривают почти как героизм. То есть, представляют жизнь в Чеченской Республике примерно в таком ракурсе, это же чистый анекдот. Но для меня этот край безумно родной, чего стоит одно голубое озеро Кезеной-Ам со своей лазурной бездонной прозрачностью.

Замина Каштарова

№ 97(2281)