Городские соловьи

Городские соловьи Музыка их связала, целью всей жизни стала

Назвать Ставрополь серой провинцией нельзя. Здесь есть площади, памятники архитектуры, парки и аллеи, чья густая листва летом спасает от жары, эстетика статуй и фонтанов умиляет взор, а слух радует живое исполнение небольших оркестров. Люди с удовольствием слушают музыкантов, многие пары кружатся в танце, чей порыв вызывает всеобщий восторг. А дарят людям эту радость воспитанники Ставропольской краевой филармонии. В этом году она отметит свое 110-летие.

Началась история филармонии в далеком 1902 году, когда в крае стали давать концерты симфонической музыки заезжие музыкальные коллективы. Эти концерты проходили с середины июня до поздней осени. Михаил Глинка, Федор Шаляпин и другие известные композиторы, певцы, приезжавшие тогда в Ставрополь, отмечали достаточно высокий уровень музыкальной жизни края.
Через пару лет, в марте 1902 года, в Ставрополе открывается Губернское отделение Русского императорского музыкального общества. Его артисты разъезжали по России с концертами, ставили новые номера, руководство искало яркие голоса и новые имена. И все это минувшее столетие филармония была единственным музыкальным центром Ставропольского края, выполняя две цели: музыкальное просветительство и пропаганду классической музыки и литературы.

Сегодня гордостью филармонии является симфонический оркестр. Он с 2002 года постоянный участник Всероссийского фестиваля академической музыки им. В.И. Сафонова. Под аккомпанемент коллектива выступали солисты Большого театра и Санкт — Петербургского Мариинского театра. Коллектив состоит из молодых музыкантов. Это выпускники ставропольского колледжа искусств. Великолепные танцевальные номера ставит вокально-хореографический ансамбль «Слобода». Здесь пластикой и чувством ритма удивляют студенты факультета хореографии Ставропольского Государственного педагогического института. У коллектива богатый репертуар. Это русские народные танцы, танцы народов Северного Кавказа, а также многих народов мира. Талант «Слободы» не раз отмечался высшей наградой на многих престижных конкурсах хореографии.
Однако, как говорит директор филармонии Валентина Куникина, — наравне с такими достижениями у филармонии есть масса проблемы. Связаны они с кадрами. Здесь нужен хороший мастер разговорного жанра, требуются молодые вокалисты – тенора, басы, меццо-сопрано.

— Без них пока невозможно реализовать ни столь желанные оперные постановки, ни давно задуманную программу для старшеклассников «О любви». Поиск молодых кадров пока не приносит успеха. Например, нужные нам талантливые гитаристы после окончания краевого колледжа искусств уезжают в консерватории и, как правило, не возвращаются. Вот почему, к великому сожалению, пришлось отказаться от успешно освоенной программы детской филармонии «С чего начинается музыка», — говорит Валентина Куникина.
Но радует тот факт, что при всех трудностях филармония живет активной творческой жизнью.
— Мы не стоим на месте, — делится директор, – поиски юных талантов не прекращаются, к нам каждый день приходит молодежь, желающая, чтобы наши мастера их посмотрели, надеемся, что в скором времени удастся собрать новый коллектив, который добьется таких же успехов как наши знаменитые ансамбли.
Подтверждением этих слов является и недавняя премьера филармонии – мюзикл «Шарман Кан-Кан». Идея его постановки принадлежит Валентине Куникиной. А реализовал проект приглашенный постановщик – главный режиссер Волгоградского государственного театра «Царицынская опера», заслуженный деятель искусств РФ Михаил Ковальчик.

Директор рискнула, и мюзикл получился на «Ура!» Как рассказывает В.Куникина, люди приходили на мюзикл со смешанным чувством любопытства и опасения: что же это будет?
— Задумка получилось яркой, зрелищной, задорной. Ну и, конечно, пока непривычной как зрителям, так и самим артистам. Зрителям – потому что раньше в Ставрополе видом не видывали, слыхом не слыхивали о таком искусстве, только на экране могли наблюдать пришедшие из Европы залихватски-озорные пляски. А тут – живьем! Артистам же – потому что практически всей творческой группе спектакля пришлось осваивать новый жанр и новые амплуа. Об этом они рассказывают сами, и, как нетрудно заметить, с истинным наслаждением профессионалов, окунувшихся в неизведанное.
Что касается здания филармонии, то оно стоит почти в центре Ставрополя. И до недавнего времени имело серый невзрачный вид, но теперь жителей города радует его преобразившийся облик, обновленный интерьер. Совсем скоро к этому добавится еще одно новшество – впервые за много лет будут заменены кресла в зрительном зале, стараниями технических специалистов улучшится его акустика. Результатом продолжающейся реконструкции в недалеком будущем станут дополнительные репетиционные залы. Коллектив надеется также и на возможное появление, наконец, такого необходимого общежития для молодых музыкантов.
— Все это нужно не только самим работникам филармонии, все это работает на нашего зрителя, работает на искусство, – заключила В.Куникина.

Марьям Магомадова Ставрополь — Грозный
№114 (1797)