Казначейство республики: формула успеха

20 марта 2012 года в Управлении Федерального казначейства по Чеченской Республике состоялось расширенное заседание Коллегии, посвященное подведению итогов работы за 2011 год и постановке задач на 2012 год и ближайшую перспективу.
О достигнутых ведомством показателях работы в 2011 году и основных задачах на ближайшую перспективу рассказывает руководитель Управления С.Ш. Алимханов.

— Сулиман Шамсудиевич, скажите пожалуйста, по каким основным критериям оценивается деятельность Вашего ведомства?

— Наше Управление является территориальным органом Федерального казначейства в Чеченской Республике. В основные функции Управления входит управление доходами и расходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на территории Чеченской Республики, исходя из принципа единства кассы, осуществление предварительного и текущего контроля за расходованием бюджетных средств.
Управление осуществляло в 2011 году на территории Республики кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, бюджета Союзного государства, республиканского бюджета и бюджетов 236 муниципальных образований нашей Республики. Для проведения операций в ходе кассового обслуживания исполнения бюджетов Управлению открыто в учреждении Банка России и кредитных организациях около 1030 счетов. На обслуживании в Управлении состоит около 2000 организаций – клиентов, которым открыто более 3300 лицевых счетов. В рамках кассового обслуживания исполнения бюджетов Управлением совершалось в среднем за 2011 год более 70 тысяч платёжных операций в месяц.
За 2011 год Управлением учтено, распределено и перечислено в бюджеты поступлений в бюджетную систему Российской Федерации в сумме 108,8 млрд.руб., проведено кассовых выплат за счет бюджетных средств в сумме 130,9 млрд. рублей.

— Данные об объемах деятельности Вашего Управления впечатляют. Скажите, благодаря чему удается справиться с такими объемами операций и качественно осуществлять возложенные функции?

— Да, действительно, объемы проводимых операций и количество обслуживаемых нашим Управлением клиентов увеличиваются пропорционально темпам восстановления и развития экономики и социальной сферы нашей республики, которые благодаря усилиям республиканских властей и прежде всего, Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова, беспрецедентны в новейшей истории России. При этом штатная численность сотрудников у нас целенаправленно сокращается.
В таких условиях основную ставку мы делаем на автоматизацию производственных процессов, прежде всего на всемерное развитие электронного документооборота с клиентами и банковскими учреждениями. Как известно, электронный документооборот, наряду с экономией материальных и трудовых ресурсов, снижением трудоемкости проведения операций, позволяет ускорить обработку информации, повышая тем самым оперативность проведения операций в ходе исполнения бюджета.
Работа по внедрению электронного документооборота проводилась нами на плановой основе и в предыдущие годы, однако в 2011 году значимость проводимой Управлением работы в данном направлении возросла как никогда, поскольку используемое Управлением для этих целей прикладное программное обеспечение Системы электронного документооборота Федерального казначейства (СЭД) является инструментом не только электронного обмена информацией между казначейством и клиентами, но и инструментом для генерации ключей электронных цифровых подписей (ЭЦП), что является необходимым условием для работы в государственных информационных системах, таких как Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и Официальный сайт Российской Федерации по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях.
Учитывая, что Управление имеет единственный в Чеченской Республике уполномоченный удостоверяющий центр по выдаче ЭЦП, на нашу долю выпала нелегкая задача по обеспечению всех государственных и муниципальных заказчиков на территории Чеченской Республики сертификатами ключей ЭЦП. Достаточно сказать, что мы выдали в течение 2011 года более 4,2 тыс. сертификатов ключей ЭЦП, благодаря чему государственные и муниципальные заказчики получили возможность выполнения возложенных на них законодательством Российской Федерации обязанности по публичному размещению информации в соответствующих информационных ресурсах.
Благодаря проведенной в Чеченской Республике в последние годы серьезной работе по расширению возможностей доступа в сеть Интернет, основной упор в работе Управления по развитию электронного документооборота в 2011 году делался на использовании возможностей сети Интернет в качестве каналообразующей среды. Интернет в настоящее время из инструмента в области общений в социальных сетях, просмотра фильмов и посещения сайтов трансформировался в один из инструментов кассового обслуживания исполнения бюджетов, обеспечивающий надежный и качественный канал связи, способствующий повышению качества взаимодействия и снижению трудоемкости взаимодействия клиентов с казначейством.

— Скажите пожалуйста, как проходит процесс внедрения электронного документооборота, с какими трудностями Вам приходится сталкиваться?

— Разумеется, внедрение любых прогрессивных технологий не обходится без трудностей. Есть они и у нас. Можно отметить ряд общеизвестных, объективных и субъективных факторов, затрудняющих этот процесс. Прежде всего, это недостаточно развитая сеть телекоммуникаций на территории Чеченской Республики, особенно в горных и предгорных районах, низкий профессиональный уровень либо отсутствие IT-специалистов на стороне клиентов, отсутствие у значительной части сотрудников клиентов навыков работы в условиях использования современных информационных технологий.
Значительная часть трудностей в этом плане связана также с психологическими причинами, а именно — тем, что многие руководители организаций – клиентов не придают должное значение вопросам информатизации, имеют слабое представление о месте и роли электронного документооборота в современных условиях, не понимают, что «точка невозврата» в этих вопросах пройдена.
Тем не менее, отрадно отметить, что в 2011 году мы добились в этом направлении серьезных успехов, на 2012 год перед нами стоит задача дальнейшего продвижения электронного документооборота, не сбавляя достигнутых темпов.

— А какие основные задачи стояли перед вашим ведомством в 2011 году и насколько успешно вы с ними справились?

Могу с уверенностью констатировать, что масштабы и сложность поставленных перед нами задач в 2011 году оказались несравненно выше по сравнению с предыдущими годами. Нам предстояло решить в течение года несколько очень важных и серьезных задач, от своевременности и качества решения которых зависело очень многое.
Прежде всего, нам предстояло организовать и провести комплекс мероприятий по стандартизации механизмов взаимодействия с банковской системой, для чего необходимо было осуществить перевод счетов Управления из ПУ Банка России № 94128, где они были открыты ранее, в ГРКЦ Национального Банка Чеченской Республики Банка России. Несмотря на очень серьезный масштаб задач по переводу счетов (общее количество переводимых счетов составляло около 750), работы по переводу счетов были проведены Управлением в рекордно сжатые сроки. При этом была обеспечена бесперебойность выполнения возложенных задач, что позволило обеспечить безболезненность этого процесса для клиентов Управления и налогоплательщиков. Они практически не почувствовали этого, если не считать изменений в банковских реквизитах Управления.
Высокий уровень организации работы Управления в период перевода счетов по достоинству был оценен также руководством Федерального казначейства
В рамках проводимой в Федеральном казначействе работы по оптимизации структуры и функций казначейства, в 2011 году нам предстояло также осуществить реорганизацию Отделений Управления в форме присоединения их к Управлению. Данная задача успешно решена нами уже в первом полугодии 2011 года, так что система органов Федерального казначейства на территории Чеченской Республики с 1 июля 2011 представлена одним территориальным органом (вместо прежних десяти). Реорганизованные Отделения утратили статус самостоятельных территориальных органов Федерального казначейства и функционируют ныне в статусе территориально обособленных отделов Управления, основной задачей которых является осуществление непосредственного взаимодействия с клиентами.
Учитывая стоящие на повестке дня общегосударственные задачи по автоматизации системы государственного управления, расширению использования информационных систем, приоритетной задачей на 2011 год для нас являлось внедрение в промышленную эксплуатацию принципиально нового аппаратно-программного комплекса – Автоматизированной системы Федерального казначейства (АС ФК). Значимость внедрения АС ФК обусловлена тем, что данная система призвана стать ядром государственной информационной системы по управлению общественными финансами, технологической платформой для дальнейшего совершенствования системы управления государственными финансами в масштабах Российской Федерации в целом.
Функционально АС ФК представляет собой единую информационную и телекоммуникационную систему Федерального казначейства и органов Федерального казначейства, обеспечивающую комплексную автоматизацию бизнес-процессов в органах Федерального казначейства в части кассового исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ, бюджетов государственных и территориальных внебюджетных фондов и местных бюджетов с обеспечением необходимого уровня безопасности информации и юридической значимости документооборота на всех стадиях обработки документов.
Задача по внедрению АС ФК успешно решена нами в установленные сроки, с 1 сентября 2011 года Управление осуществляет промышленную эксплуатацию этого нового программного обеспечения.
Учитывая запланированный с 1 января 2012 года переход на всех уровнях власти в Чеченской Республике к принципам организации бюджетного процесса в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», перед нами стояла задача обеспечить в течение 2011 года необходимые условия для организации финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений в новых условиях функционирования.
В целях создания условий для перехода на финансовое обеспечение выполнения бюджетными и автономными учреждениями государственного (муниципального) задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) за счет субсидий из соответствующих бюджетов, нами в 2011 году проведена масштабная работа по обеспечению своевременного открытия лицевых счетов государственным и муниципальным учреждениям нового типа.
Учитывая трудности с представлением клиентами необходимых документов для открытия счетов, в целях обеспечения скорейшего открытия счетов, Управление пошло на нестандартные меры и осуществляло обработку документов для открытия счетов практически без выходных в течение всего января 2012 года. Благодаря таким нестандартным мерам, всем бюджетным и автономным учреждениям, представившим необходимые документы, в установленные сроки открыты новые лицевые счета. Общее количество лицевых счетов, открытых Управлением бюджетным и автономным учреждениям всех уровней публично-правовых образований, составило более 1500 счетов.
Главным итогом 2011 года для нас можно считать тот факт, что в таких сложных условиях реформирования внутренней деятельности и механизмов взаимодействия с банковской системой мы обеспечили эффективное выполнение поставленных задач по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов и формированию бюджетной отчетности.
Могу с удовлетворением сказать, что несмотря на масштабность поставленных задач, мы достойно справились с ними, что придает нам уверенность в наших силах и способности решать самые сложные задачи в будущем.

— Скажите, какие основные задачи Вы ставите перед собой и коллективом на 2012 год?

— Что касается задач, то их действительно много. Прежде всего, отмечу, что при разработке планов и постановке задач на очередной год мы руководствуется ежегодно утверждаемыми Федеральным казначейством Основными мероприятиями по реализации Стратегической карты Казначейства России на соответствующий год.
Что касается конкретных задач, которые мы ставим перед собой, отмечу прежде всего дальнейшее внедрение электронного документооборота и совершенствование механизмов взаимодействия с банковской системой.
Благодаря проведенной в предыдущие годы работе, мы на сегодня подошли к такому рубежу в своем развитии, когда без качественного совершенствования платежных технологий и механизмов взаимодействия с банковской системой, дальнейшее поступательное развитие будет невозможно.
В этом плане безусловно важной задачей для нас в 2012 году является завершение начатой работы по переходу к полноценному электронному документообороту со всеми банковскими учреждениями, в которых открыты счета Управления. Применяемый в настоящее время усеченный вариант электронного документооборота с кредитными организациями при обслуживании счетов Управления, открытых для обеспечения организаций наличными денежными средствами, не позволяет полностью автоматизировать процесс обработки выписки банка и объективно требует модернизации.
Внедрение полноценного электронного документооборота с кредитными организациями важно нам также в контексте проводимой в соответствии со Стратегической картой Казначейства России планомерной работы по минимизации наличного денежного обращения в секторе государственного управления, повышению уровня сервиса и качества предоставляемых финансовых услуг для клиентов.
Основными резервами для нас в этом плане являются максимальное внедрение современных платежных инструментов в виде банковских карт, прежде всего так называемого «зарплатного проекта» и расчетных (дебетовых) карт.
Приходится констатировать, что несмотря на все известные преимущества банковских карт в качестве платежных инструментов, процесс внедрения «зарплатного проекта» идет в Чеченской Республике крайне вяло, и очень серьезно отстает от соответствующих показателей по другим регионам России. Показатель доли средств, перечисленных из федерального бюджета на банковские карты сотрудников получателей средств федерального бюджета, составлял для Чеченской Республики на 1 января 2012 года всего 27,9 % при среднероссийском показателе 78,5 %, т.е. ниже среднероссийского показателя почти в 3 раза.
В связи с этим, актуальной задачей для нас является максимальное расширение использования банковских карт при обеспечении клиентов наличными денежными средствами.
Следует отметить, что активная информационно-разъяснительная работа с клиентами о преимуществах использования банковских карт ведется Управлением на протяжении вот уже нескольких лет.
Вместе с тем, как показывает практика, усилиями одного Управления ситуацию радикально не изменить. Считаю, что в целях расширения использования современных платежных инструментов при обеспечении организаций наличными денежными средствами, всем заинтересованным сторонам – казначейству, органам власти Чеченской Республики, администрациям муниципальных образований, контрольным и надзорным органам необходимо объединить усилия и всемерно активизировать работу по разъяснению необходимости и преимуществ использования для этих целей банковских карт. Кроме того, в целях повышения эффективности этой работы, безусловно, требуется координация усилий всех заинтересованных сторон на уровне Правительства Чеченской Республики.
Следующей задачей для нас в направлении совершенствования платежных технологий является проведение совместно с Национальным банком Чеченской Республики подготовительных мероприятий по скорейшему включению Управления в систему Банковских электронных срочных платежей (далее — БЭСП) Банка России.
В настоящее время из 83 территориальных органов Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, данная инновационная банковская технология успешно используется 80 казначейскими подразделениями, исключение составляют 3 региона страны: республики Дагестан, Ингушетия и, к большому сожалению, Чеченская Республика.
Решение задачи по включению Управления в состав ассоциированных участников системы БЭСП позволит обеспечить прохождение бюджетных платежей из федерального бюджета до Управления и обратно в течение одной минуты, что крайне важно в контексте проводимой работы по ускорению прохождения платежей за счет бюджетных средств.
Внедрение БЭСП позволит нам успешнее решать стоящие на повестке дня задачи по совершенствованию механизмов управления ликвидностью на счетах бюджетов. В частности, перед нами стоит задача по внедрению в течение 2012 года нового механизма предоставления целевых средств из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предполагающего отказ от применяемого ныне авансового механизма в пользу предоставления указанных средств в объеме фактической потребности на дату совершения платежа. В целях поддержания ликвидности счетов бюджетов субъектов Российской Федерации, предусматривается замещение механизма предоставления целевых средств авансом на механизм предоставления субъектам РФ и муниципалитетам краткосрочных (до 30 дней) бюджетных кредитов.
Исключительно важным направлением деятельности казначейства в последние годы стало создание, развитие и сопровождение государственных информационных систем. В рамках выполнения функций Федерального казначейства как оператора Официального сайта Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (Официальный сайт), Управление в 2011 году осуществляло сопровождение государственных и муниципальных заказчиков при регистрации и размещении информации на данном сайте, оказывая им организационную, техническую и методическую помощь. В Управлении и территориальных отделах Управления с 2010 года функционировали и по сегодняшний день функционируют специально оборудованные рабочие места с доступом в сеть Интернет для размещения предусмотренной информации государственными и муниципальными заказчиками, у которых отсутствует техническая возможность доступа в сеть Интернет.
В 2012 году перед Казначейством России стоят задачи по обеспечению максимальной отдачи от использования этого уникального информационного ресурса, прежде всего за счет интеграции информационных ресурсов Официального сайта в создающиеся новые информационные системы (в первую очередь — в Федеральную контрактную систему и единую интегрированную информационную систему управления общественными финансами «Электронный бюджет»), внедрение механизмов дистанционного санкционирования расходов федерального бюджета с использованием информационных ресурсов Официального сайта.
Кроме того, перед нами поставлены задачи по популяризации данного информационного ресурса, проведение работы с муниципалитетами и региональными властями, представителями бизнеса, контролирующими и правоохранительными органами, СМИ, институтами гражданского общества по разъяснению возможностей и преимуществ Официального сайта.
В качестве одной из задач на 2012 год мы рассматриваем также организацию на постоянной основе информационного взаимодействия со Счетной палатой Чеченской Республики и контрольно-счетными органами муниципальных образований Чеченской Республики, в том числе с использованием информационных ресурсов Официального сайта, в целях качественного совершенствования механизмов контроля за целевым и эффективным использованием средств республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований Чеченской Республики.
Учитывая ввод в эксплуатацию с 1 января 2012 года Официального сайта Российской Федерации по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях, оператором которого также является Федеральное казначейство, перед нами поставлена задача по сопровождению, наряду с Официальным сайтом, и данного информационного ресурса, оказание государственным и муниципальным учреждениям в полном объеме необходимой консультативной и технической поддержки.
В целом, масштабы нашей работы по сопровождению государственных информационных систем в 2012 году и в ближайшей перспективе, безусловно, будут расти.
Помимо перечисленных, перед нами стоят и другие задачи, предусмотренные Стратегической картой Казначейства России.
Разумеется, за масштабными новыми проектами мы не забываем об основной функциональной деятельности органов казначейства – кассовом обслуживании исполнения бюджетов и формировании достоверной бюджетной отчетности. Отмечу, что расширение использования информационных систем предоставляет нам принципиально новые возможности для повышения качества выполнения этих наших базовых функций, а также способствует предоставлению максимально гибкого сервиса клиентам.
Несмотря на масштабность и многогранность стоящих перед нами задач, могу сказать, что они вполне достижимы. И главным залогом успеха в решении этих задач являются люди, наш кадровый потенциал, готовый к решению самых амбициозных задач. Это действительно наша главная ценность и основной фактор успеха.
Уверен, что мы справимся с поставленными задачами!

— Спасибо за обстоятельную беседу!

№61 (1644)